Научный коммунизм: Словарь



Идеология коммунистическая —

система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. И. к. вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Идеи коммунизма получили первоначальное развитие в утопическом социализме. Это был донаучный этап развития учения об обществе, основанном на общности имущества, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Только появление промышленного пролетариата на определенном, весьма высоком этапе развития производительных сил создало историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. Потребности общественного развития, которое выявило кричащие противоречия между частной формой собственности и общественным характером производства, усиление классовых конфликтов, пробуждение пролетариата как политической силы, вызревание условий для социалистической революции, великие открытия в области естественных наук поставили перед общественной мыслью XIX в. задачу разработки новой, подлинно научной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создали мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистических и рабочих партий.

Опираясь на труды основоположников марксизма, В. И. Ленин впервые ввел и обосновал понятие «научная идеология» (т. 18, с. 138). Это понятие имеет огромное методологическое значение в борьбе против идеологии буржуазной. Не всякая идеология является научной, а только такая, которая выражает объективную истину, отвечает интересам передовых прогрессивных сил общества, совпадающим с потребностями социального развития, раскрывает и обосновывает закономерности исторического процесса. Именно такова марксистско-ленинская, коммунистическая идеология. В. И. Ленин называл учение научного социализма «идеологией пролетариата» (т. 8, с. 379; т. 9, с. 275), «пролетарским мировоззрением» (т. 10, с. 284), «коммунистической наукой» (т. 41, с. 304), рассматривая эти определения как идентичные, однозначные.

«...Социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, — писал В. И. Ленин, — подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т. д. и т. д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм вносится идеологами» (т. 6, с. 362—363).

В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает средством социального ориентирования масс.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с ее революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, И. к. открыто провозглашает свою партийность. Эта ее особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, И. к. является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Еще одна особенность И. к. состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория — это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего. Вот почему КПСС проявляет неустанную заботу о творческом развитии теоретической мысли, И. к.

Уже при социализме роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль И. к., углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах и где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму.

В наши дни И. к. оказывает все возрастающее воздействие на мировое общественное развитие. Коммунистическое движение выросло во влиятельную политическую силу, путь социалистического развития избирают все новые страны, освободившиеся от империалистического ига. Пронизанная философией социального оптимизма, И. к. находит все новых и новых приверженцев, которые борются за мир, за социальную справедливость, за коммунизм.