Научный коммунизм: Словарь



Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores — нравы, moralis — нравственный) — санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму — поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели коммунистического воспитания, черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления социалистической демократии в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий гуманизм идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности (патриотизм социалистический, коллективизм, взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность — это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль — в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, дисциплина, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд — высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой — взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.