Научный коммунизм: Словарь



Потребности личности при социализме

Потребности — объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Становление потребностей личности является результатом длительного взаимодействия биологического и социального в человеке под влиянием развития производительных сил и революционных преобразований общественных отношений. Исторический процесс изменения потребностей подчиняется общесоциологическому закону возвышения потребностей. В условиях развитого социалистического общества процесс возвышения потребностей имеет свои особенности, в том числе: 1. планомерность развития потребностей; 2. динамичность возвышения; 3. постепенное преодоление социальных различий в структуре потребностей трудящихся; 4. растущее совпадение общественных, групповых и личных потребностей; 5. всесторонность развития потребностей, качественное совершенствование их структуры.

Развитие потребностей трудящихся в условиях социализма представляет собой диалектическое единство двух взаимосвязанных прогрессивных тенденций. Первая характеризуется постепенным стиранием социально-классовых различий на пути возвышения потребностей. На основе этой тенденции (в то же время стимулируя ее) действует вторая тенденция, представляющая собой непрерывно протекающий процесс дифференциации структур индивидуально насущных потребностей. Последние становятся все более многообразными, индивидуально-неповторимыми в конкретных сочетаниях и комбинациях, наполняются высоким духовным и нравственным содержанием. Учет интересов и потребностей людей является одним из важнейших принципов научного управления социалистическим обществом.

Социалистическое общество ставит своей задачей не только возможно боле полное удовлетворение, но целенаправленное формирование потребностей личности в соответствии с коммунистическими идеалами. Общественным эталоном такого формирования стали потребности, получившие в Программе КПСС название разумных потребностей.

Критерий разумных потребностей в социалистическом обществе — это комплексный критерий, отражающий единство классового и общечеловеческого. В его аспекте разумными являются те потребности, удовлетворение которых: обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности человеческого организма; способствует всестороннему и гармоническому развитию личности; не противоречит потребностям общества и способствует его прогрессу.

И напротив, неразумными потребностями в условиях социализма становятся потребности, удовлетворение которых мешает нормальному функционированию и развитию человеческого организма, ведет к деградации личности, служит источником ее противоречий с обществом. В этом смысле неразумные потребности могут быть названы патологическими. Это и физиологическая патология (например, потребность в алкоголе, курении и т. п.), и патология социальная, проявляющаяся в антиобщественных потребностях, удовлетворенно которых сопряжено с антисоциальными действиями субъекта.

Формирование потребностей в социалистическом обществе осуществляется на двух относительно самостоятельных уровнях — стихийном и управляемом. На первом уровне доминирует объективный фактор — совокупность условий, в которых протекает жизнедеятельность личности. На втором (управляемом) — возрастает роль субъективного фактора — сознательной, целенаправленной воспитательной работы по формированию потребностей со стороны государственных и общественных организаций, больших и малых социальных общностей, различных идеологических и воспитательных институтов и т. п.

Важнейшей задачей коммунистического воспитания является борьба с неразумными потребностями, причины которых имеют объективную и субъективную природу. Социально-экономическая неоднородность труда, условия товарного производства, имеющиеся существенные социальные различия, сохраняющееся материальное неравенство — совокупность подобных причин создает определенную основу для возрождения (при сопутствующих субъективных факторах) рецидивов мещанской, мелкобуржуазной психологии, антисоциальных поступков, являющихся проявлениями неразумных потребностей.

Источник последних может корениться также в недостаточной решенности ряда проблем в экономической, социально-политической и духовной сферах на конкретно-историческом этапе развития социалистического общества. Так, например, оживление рецидивов мещанской психологии, проявившееся в 70—80‑х гг. в нашей стране, во многом объясняется, с одной стороны, сложившимися диспропорциями между значительно возросшим уровнем материального благосостояния людей и отставанием уровня социалистического сознания и культуры части населения, а с другой — между повышением заработной платы и данным объемом производства ряда товаров народного потребления. К числу субъективных причин неразумных потребностей относятся ошибки и просчеты в воспитании, осуществляемом в семье, трудовых и учебных коллективах, недостаточно эффективное воздействие на личность со стороны идеологических и воспитательных институтов. В то же время борьба с неразумными потребностями не может быть сведена только к совокупности воспитательных акций и созданию условий удовлетворения материальных и духовных потребностей (рациональной организации свободного времени, повышению размера получаемых доходов и т. п.). Разумные потребности личности формируются в первую очередь в труде, производственной деятельности, трудовом коллективе. Неразумные потребности и порождаемые ими действия чаще всего становятся следствием того, что личность не видит возможности самореализации в труде, высокого общезначимого смысла жизни, не живет интересами своего коллектива. При этом нередко и свободное время становится сферой удовлетворения эгоистических, а случается, и антисоциальных запросов.

Решающее значение имеет вовлечение личности в осознанный процесс по удовлетворению общественно-значимых потребностей, с тем чтобы последние постепенно превратились в насущные потребности самой личности. Эти возможности открываются в разработанном КПСС комплексном подходе к коммунистическому воспитанию.