Лингвистический энциклопедический словарь

Младограммати́зм —

направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в 70‑х гг. 19 в. В Германии пред­ста­ви­те­лями младо­грам­ма­тиз­ма были А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль (лейпциг­ская школа), А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель (геттингенская школа), И. Шмидт, В. Шульце (берлинская школа), в скандинав­ских странах — С. Бугге, К. Вернер. Термин «младо­грам­ма­тизм» был впервые употреблён Ф. Царнке в применении к лейпцигской школе.

Младограмматизм отверг основные научные представления 1‑й половины 19 в.: идею единства глоттогонического процесса от первоначального аморфного (корневого) состояния через агглюти­на­цию к флективному строю, учение В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка, обуслов­лен­ной националь­ным «духом» народа, учение А. Шлейхера о языке как природном организме и о двух периодах в жизни языка — творческом доисторическом, когда язык развивал свои формы, и историческом, когда происхо­дил процесс деградации и разрушения форм. Младо­грам­ма­тизм обратился к изучению говорящего челове­ка и повернул языкознание на позитивистский путь исследований явлений языка на основе непосред­ствен­ных наблюдений и индуктивного метода.

Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык как на индиви­ду­аль­но-психо­ло­ги­че­ское явление (см. Психологическое направление в языкознании): понятия, выража­е­мые языком, возникают «в недрах души индивида» и «нигде больше» (Пауль). Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений. Поэтому язык является не природным, а общественным установлением и наука о языке принадлежит к кругу культуроведческих наук, базой которых является психология индивида. Однако конкретный круг внутренних законо­мер­но­стей, определяющих функцио­ни­ро­ва­ние и измен­чи­вость языка (его звуков и форм) был сведён младо­грам­ма­тиз­мом лишь к двум постоянным процес­сам — регулярным звуковым изменениям и изме­не­ни­ям по аналогии. Регулярные звуковые изменения совершаются механически и осуществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений, если с данным изменением не сталкивается другая звуковая закономерность; в науку вошло понятие фонетического закона, обозначающего такие после­до­ва­тель­ные звуковые изменения. Звуковые изменения слов могут происходить по аналогии, основанной на том, что речевая деятельность не ограничивается воспроизведением готовых форм, но создаёт новые по сходству с другими имеющимися. По представлениям младо­грам­ма­тиз­ма, изменчивость звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Распространение таких отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и мгновенного в общее и узуальное. Подобным образом происходят изменения и в смысле слов, причину которых следует искать в неустойчивости и колебаниях представлений индивидуальной психики, и здесь окказиональные значе­ния могут пере­рас­тать в узуальные.

Отличительной чертой младограмматизма был историзм, который рассматривался как основа методо­ло­гии науки о языке. Однако и в сравнительно-исторических исследованиях, и в описаниях развития конкретных языков историзм сторонников младо­грам­ма­тиз­ма ограничивался обычно констата­ци­ей фонетических и морфологических изменений.

В практике исследовательской работы младограмматизм достиг больших результатов и оказал значи­тель­ное влияние на дальнейшее развитие науки. В результате постоянного интереса к живому произно­ше­нию и к изучению физиологии и акустики звуков речи младо­грам­ма­тизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фоне­ти­че­ское осмысление орфографии памятников древней письмен­но­сти помогло преодолеть фетишизм письма и выявить реальное звуковое значение букв. Большой вклад младо­грам­ма­тизм внёс также в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младо­грам­ма­тизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась. Установив строгие фонетические соответствия между индо­евро­пей­ски­ми языками, младо­грам­ма­тизм поднял этимологию и сравнительно-историческую грамматику (см. Сравни­тель­но-историческое языко­зна­ние) индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингви­сти­че­ские реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представ­ле­ние о звуковом составе и морфологической структуре индо­евро­пей­ско­го праязыка, а также о законо­мер­но­стях изменений языков в историческую эпоху.

К началу 20 в. обнаружились слабые стороны младограмматизма: несостоятельность субъективно-психо­ло­ги­че­ско­го понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверх­ност­ный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реаль­ных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более становился неприемлемым также так называемый атомизм младо­грам­ма­тиз­ма, т. е. изучение отдельных явления языка незави­си­мо от других, вне истории других явлений, без учёта его системных связей в структуре языка. С крити­кой младо­грам­ма­тиз­ма с разных позиций выступали А. Мейе и другие представители социологического направления, Г. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и другие.

Н. С. Чемоданов.