Лингвистический энциклопедический словарь

Социологи́ческое направле́ние —

совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием и т. п. В этом плане работы в области социолингвистики относятся к С. н. Однако термин «С. н.» применяется преимущественно к зарубежной лингви­сти­ке — системе взглядов на язык как социальное явление, возникших в виде реакции на индивидуалистический психологизм младо­грам­ма­тиз­ма, а также в противовес взглядам представителей идеалистической неофилологии (К. Фосслер и другие; см. Эстетический идеализм в языкознании). С. н. оформ­ля­ет­ся на рубеже 19 и 20 вв., хотя социальная природа языка была отмечена ещё Дж. Локком, Дж. Вико, французскими энцикло­пе­ди­с­та­ми, В. фон Гумбольдтом и создателями этнической психологии (В. Вундт, Г. Штейнталь). Общественная сущность языка и необходимость историко-материалистического подхо­да к языковым явлениям подчёр­ки­ва­лись в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке, Ленин В. И. о языке).

С. н. складывается во Франции (см. Французская социологическая школа), в Швейцарии (см. Женев­ская школа) и в США (У. Д. Уитни, Э. Сепир и другие); некоторые взгляды С. н. разделяли учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс и лондонская школа), Чехословакии (см. Пражская лингвистическая школа) и других стран. Представители С. н. определяют язык прежде всего как средство общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ выявления эмоций. Основной, таким образом, считается коммуникативная функция языка, признаётся системный характер языка (см. Система языко­вая) и знаковая природа его единиц (см. Знак языковой, Знаковые теории языка). Учитываются также результаты исследований психологии и социологии, развива­ю­щих­ся одновременно с С. н.

Однако, относя язык к социальным явлениям, зависящим от жизни общества, в котором он исполь­зу­ет­ся, сторонники С. н. во Франции эти социальные явления первоначально рассма­три­ва­ли в духе социологии Э. Дюркгейма — как существующие над обществом и навязываемые отдельным его членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат изменений в обществе, пользу­ю­щем­ся языком (А. Мейе), или воздействием противоречий между услож­ня­ю­щи­ми­ся формами общения и стремлением к экономии языковых средств (Уитни и другие). В США язык трактовался как истори­че­ское наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры, а с её возник­но­ве­ни­ем и развитием продолжало сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» (Сепир). Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики (см. также Неогумбольдтианство) и так называемой антропо­ло­ги­че­ской лингвистики в США, а также частично использованы зарубежной социо­лингви­сти­кой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми положениями философии языка, развиваемыми английскими философами (Л. Витгенштейн, Дж. Остин и другие; см. Логическое направление, Лингви­сти­че­ская философия).

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделялись и русскими языко­ве­да­ми начиная с 18 в., вслед за М. В. Ломоносовым. Некоторые положения С. н. были созвучны также взглядам советских учёных, исследовавших с 20—30‑х гг. социальную природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с позиций марксистской философии (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и других; см. Язык и общество). Идеалистические основы зарубежного С. н. подвергались советскими языко­ве­да­ми критике за ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и идеалистической эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых изменений исключительно социальными причинами (например, трактовать расши­ре­ние значений слов только как переход от использования слова в каком-либо из значений в узких сферах к общему употреблению) и устанавливать общие формулы изменений (например, фонети­че­ских) на основе смены типов цивилизации, за понимание нации как наличия у определён­но­го коллекти­ва «воли к единству» (Мейе), за изучение языков американских индейцев как антропо­ло­ги­че­ских курьёзов, а не с позиций изучения процессов формирования языков у разных народов и др. Отдельные идеи представителей С. н. были некритически восприняты так называемым «Новым учением о языке» (Н. Я. Марр) и послужили основой для вульгаризации марксизма (идеи об изначаль­ной классовости языка, о смешении, т. е. скрещивании, языков как главном факторе языкового развития и др.).

Важное место в работах представителей зарубежного С. н. занимало изучение диалектов: террито­ри­аль­ных, как свидетельства исторического развития языков, и социальных, как отраже­ния классового и профессионального расслоения общества. Исследовалось взаимо­дей­ствие этих двух типов диалектов с национальным языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты позже стали объектом социолингвистики.

Косвенно с С. н. связано становление структурной антропологии, изучающей соотношение социаль­ных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, К. Леви-Строс). В ранних работах представителей С. н. в центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. С 50‑х гг. началось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в предписанных обществом формах и нормах поведения, в общественных и религиозных церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во взаимоотношениях людей разных рангов и т. п., стали исследоваться речевые особенности средств массовой коммуникации и их воздей­ствие на разные социальные слои населения (стиль общественных выступлений, пропаганды, рекламы и т. п.), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи индивида условий его проис­хож­де­ния и воспитания и др. Эта проблематика С. н. получила дальнейшее развитие в социо­лингви­сти­ке.

Н. А. Слюсарева.