Лингвистический энциклопедический словарь

Штамп

(от итал. stampa — печать) речевой — стилистически окрашенное средство речи, отложив­ше­е­ся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения определённого языкового содержания, имею­ще­го экспрессивную и образную нагрузку. В основу понятия штампа поло­жен, таким образом, функциональный признак: при условии частого и регулярного употреб­ле­ния штампом может стать любая структурная и содержательно-смысловая единица языка (речи) — слово и словосочетание, предложение и высказывание, лозунг и поговорка и т. п. Например, «форум» в значении ‘собра­ние’, ‘совещание’; «почин», «нехитрые пожитки», «труженики села», «городок, что раскинулся на берегу...», «оправдать доверие народа», «спустить на тормозах» и пр.

Термины «штамп», «шаблон» («трафарет») имеют негативно-оценочное (иногда субъек­тив­ное) значение и относятся главным образом к бездумному и безвкусному использованию выразительных возможностей языка. В этом состоит отличие штампа от нейтральных понятий стандарт, стереотип (клише), имеющих информативно-необходимый характер и отно­ся­щих­ся к целе­со­образ­но­му применению готовых формул в соответствии с коммуни­ка­тив­ны­ми требованиями той или иной речевой сферы. Например, канцелярское клише «предъ­яв­лен­но­му верить» и бытовой стереотип «два до конца» (о билетах на транспорте) — наиболее привычная и экономная форма отражения тематико-ситуативной специфики деловой и разговорной речи. Образная же экспрессия, сила которой состоит в индивидуальной неповторимости, неизбежно переходит в разряд штампов при условии безудержного массового воспроизводства. Например: «белое, чёрное и пр. золото» (‘хлопок’, ‘нефть’), «большая литература», «люди в белых халатах» и т. д. Такое явление более всего свойственно агитационно-побужда­ю­щим видам массовой коммуни­ка­ции; поэтому свое­образ­ным источ­ни­ком штампов оказывается публицистическая речь. Но и в ней рост популяр­но­сти обрекает штамп на потерю качества, ведущую к ироническую восприятию. Ср. газетный штамп 20—30‑х гг. «Больше внимания (чёрной металлургии, сельскому хозяйству и пр.)», высмеян­ный И. Ильфом и Е. Петровым («Больше внимания разным вопросам!»). Негативные свойства штампа вступают в острое противо­ре­чие с принципами языково-стилистического отбора в художественной речи: чем очевиднее заявка на уникальную эстетическую ценность спосо­ба выражения, тем болезненнее проходит процесс его преобразования в штамп, например «лукавинка», «скупая мужская слеза» и пр.

Возникновение, типы штампов, способы борьбы со штампами изучаются стилистикой и культу­рой речи. Связь речевых штампов со штампом мышления (как часть более широкого вопроса о соотношении субъективных и интерсубъективных навыков речи) — предмет социо­лингви­сти­ки и психолингвистики.

Т. Г. Винокур.