Лингвистический энциклопедический словарь

Языкова́я спосо́бность —

одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически органи­зо­ван­ная функци­о­наль­ная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое в советской психолингвистической школе А. А. Леонтьевым и восходящее к идее Л. В. Щербы о «психо­физио­ло­ги­че­ской речевой организации индивида» как «системе потенци­аль­ных языковых представлений». Существует две основ­ные точки зрения на природу Я. с.: согласно одной из них, Я. с. заложена биоло­ги­че­ски и развивается по мере развития ребёнка (в основ­ном американ­ская психо­лингви­сти­ка), и напротив, соглас­но другой — Я. с. есть социаль­ное по сути образо­ва­ние, формиру­ю­ще­е­ся в процессе развития деятельности общения (позиция советской психо­лингви­сти­ки, опира­ю­ща­я­ся на многочисленные эксперимен­таль­ные исследования и марксистско-ленинскую методо­ло­гию).

В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы — это отражённые и обобщенные сознанием элементы систе­мы языка. Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т. е. правила, предпи­сы­ва­ю­щие говорящему то или иное употреб­ле­ние и сочетание элемен­тов), которыми связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психо­лингви­сти­че­ский характер. Уровни Я. с. — связанные прескрип­тор­ны­ми правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни Я. с. соответ­ству­ют уровням системы языка: можно выделить фонети­че­ский, лексический, грамматический уровни, в т. ч. слово­обра­зо­ва­тель­ный подуро­вень, синтаксический уровень. При изучении строения и функционирования Я. с. иссле­ду­ет­ся способ репрезентации системы языка в Я. с., прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней Я. с., что даёт возмож­ность полнее представить психо­лингви­сти­че­ские механизмы речевой деятель­но­сти, функцио­ни­ро­ва­ние системы языка в речевом общении.

А. М. Шахнарович.