Справочник по катерам, лодкам и моторам

Какая мощность допустима?

С развитием производства мощных подвесных моторов появилась проблема перегрузки сравнительно небольших и легких корпусов мотолодок при установке на них моторов чрезмерной мощности. В чем состоят основные аспекты этой проблемы?

С увеличением мощности мотора повышаются и скорость движения глиссирующей лодки и, следовательно, все динамические силы, действующие на нее. Существенную опасность представляют силы, действующие на циркуляции и могущие опрокинуть лодку на повороте. Становится трудно управлять лодкой при наличии волнения — любое несимметричное воздействие волны усиливается в десятки раз вследствие изменения мгновенного угла атаки днища. Корпус начинает выскакивать из воды, сильно раскачиваться и зарыскивать. Возрастает сила динамических ударов корпуса о волну, может произойти разрушение конструкций. Наконец, может наступить явление продольной неустойчивости движения — дельфинирование и даже переход в рикошетирование, управление судном при котором чрезвычайно затруднено. Следует также учитывать, что продаваемые в магазинах лодки подчас попадают в руки малоопытных водителей.

Все это заставляет конструкторов мотолодок и органы надзора за безопасностью на воде ограничивать мощность подвесного мотора, допускаемую к установке на тот или иной тип мотолодки. В отечественной практике (аналогичные нормы приняты в США) допускаемая мощность определяется в зависимости от произведения наибольшей длины лодки L на максимальную ширину Bтр по транцу. Если на днище имеются брызгоотбойники, действующие как скула, или часть глиссирующей поверхности, то ширина транца замеряется по их рабочим кромкам. Мощность мотора определяется по полученной характеристике K = 10,76L · Втр в соответствии с табл. 4.

Но ограничение мощности еще не гарантирует безопасности эксплуатации мотолодки. Известны случаи, когда лодки теряли остойчивость или получали повреждения корпуса при соблюдении этих норм. С другой стороны, применяя специальные обводы корпуса, например — були, тримаранные обводы и т. п., конструктор имеет возможность существенно повысить динамическую остойчивость мотолодки и безопасность эксплуатации с мотором большей мощности, чем это допускается нормами. Поэтому окончательное решение о предельно допустимой мощности мотора принимается только после всесторонних испытаний опытного образца лодки. Важную роль в оценке способности лодки эксплуатироваться с мотором данной мощности играют регулярные испытания, проводимые в соответствии с ГОСТ 19356—74 с целью получить данные о надежности конструкции корпуса и судна в целом. Во время этих испытаний, которые проводятся обычно в виде похода по акватории, оговоренной техническими условиями на поставку лодки, судно должно пройти не менее 200 ч в режиме полного хода на каждый год гарантии, испытывается на волне максимально допустимой высоты с полной нагрузкой и с одним человеком.

Таблица 4

Максимальная мощность подвесного мотора, допускаемая для установки на мотолодках (стандарт BIA-307‑72)
Лодки с дистанционным управлением и высотой транца 508 мм (или эквивалентной высотой борта в корме) Лодки без дистанционного управления и высотой транца менее 508 мм (или с меньшей эквивалентной высотой борта в корме)
Плоскодонные лодки с остроскулыми обводами Прочие лодки
Характеристика K = 10,76L × Втр, м² До 38 39—42 43—45 46—48 49,5—56 Свыше 56 Свыше 56 Свыше 56
Мощность мотора, не более, л. с. 3 5 7,8 10 15 2K−90 0,5K−15 0,8K−25

Примечания. 1. При характеристике K > 56 значение мощности, определенное по таблице, округляется до ближайшей цифры, оканчивающейся на 5.

2. Для плоскодонных остроскулых лодок с характеристикой К < 56 мощность подвесного мотора уменьшается до значения, указанного в предыдущей колонке таблицы.

В США существуют специальные нормы и для определения допустимой мощности подвесных моторов для катамаранов, сделанных на основе двух цилиндрических понтонов:

N = 2,94  V · L  л. с.,
d

где V — объем плавучести понтонов, м³; L — длина понтона, м; d — диаметр понтона, м (или диаметр окружности, вписанной в поперечное сечение, если оно не круглое).

Для узких каноэ, байдарок и челноков установлены следующие пределы: при длине до 4,5 м допускается ставить мотор не более 3 л. с.; от 4,5 до 5,5 м — 5 л. с. и при длине свыше 5,5 м — 7,5 л. с.

Для надувных мотолодок, снабженных жестким транцем, допустимая мощность мотора определяется в зависимости от произведения наибольшей длины L на ширину B:

Произведение L·B, м² Мощность мотора, л. с.
0—3,9 7,5
4,0—7,4 12L·B − 40
Свыше 7,4 0,5L·B + 10