«Здоровье»


Журнал «Здоровье», № 12 / 1969 г., с. 12—13.

◄ К оглавлению журнала ◄


На приеме у психиатра

Алкоголь — нервный яд

Профессор И. И. Лукомский

На основании современных экспериментальных и клинических данных без преувеличения можно сказать, что нет такого органа и системы в организме человека, на состоянии которого не сказывалось бы пагубное влияние систематического употребления спиртных напитков.

Нервная система — как самая реактивная и чувствительная — первой принимает на себя алкогольный удар. И поэтому есть все основания считать алкоголь нервным ядом. Систематические выпивки приводят к стойким неврологическим расстройствам.

Многие нарушения заметны даже неспециалистам: движения становятся замедленными, недостаточно координированными; походка — неровной, ноги сне подчиняются» воле человека. Характерно ритмичное дрожание рук, реже рук и ног (дрожательный гиперкинез).

При резко выраженных формах гиперкинеза движения становятся настолько размашистыми, что больные с трудом удерживают стакан с водой, лишаются возможности выполнять свою работу, требующую более или менее точных движений. Вначале дрожательный гиперкинез исчезает после приема небольших доз алкоголя (опохмеления). По мере развития алкоголизма опохмеляться приходится все чаще и чаще, а дрожательный гиперкинез не устраняется.

К числу неврологических нарушений относится и расстройство равновесия. Хроническое злоупотребление алкоголем со временем приводит к поражению мозжечка, и в результате больной теряет равновесие не только при ходьбе, но и во время стояния.

Даже от одной рюмки алкоголя понижается способность к умственной работе, быстрее наступает утомление, труднее следить за ходом мыслей собеседника. Точно установлено, что такая сравнительно небольшая доза, как 80 граммов алкоголя, понижает мышечную силу на 30 процентов. При приеме большего количества алкоголя человек плохо понимает, что вокруг него происходит, не в состоянии правильно оценить значение и последствия собственных поступков. Он повторяет одни и те же обороты речи, коверкает слова; в конце концов его поведение становится совершенно неосмысленным.

В состоянии опьянения у человека все больше теряется воля. Опьяневший становится беззаботным, чувствует себя беспечно, говорит и действует развязно и менее осмотрительно. Он переоценивает собственные силы.

При нарастании опьянения усиливается речевое и двигательное возбуждение. Опьяневший обычно слишком громко говорит, стремится «покуражиться», своим поведением старается обратить на себя внимание. Благодушное настроение у него сменяется взрывами гнева. Дело может доходить до агрессивных действий. В протрезвившемся человеке трудно бывает узнать вчерашнего грубияна и драчуна.

Если изменения в психической сфере, вызванные однократным приемом алкоголя, обратимы, то систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к стойким болезненным проявлениям. Наблюдаются раздражительность, расстройства сна, колебания настроения, неуверенность в себе, половая слабость. Постепенно изменяется характер: у человека проявляются ранее несвойственные ему черты: эгоизм, недоверчивость по отношению к окружающим. В прошлом скромный, застенчивый становится болтливым, распущенным. Утрачивается подтянутость во внешнем облике. Нравственные нормы поведения на работе и в быту — чувство общественного долга, обязанности по отношению к семье — нарушаются, нередки случаи совершения опасных действий. Общеизвестно, что алкоголизм и преступность часто идут рядом.

У хронических алкоголиков наблюдается снижение интеллекта. Это проявляется в легкости суждений, со склонностью к подмене разрешения серьезных вопросов плоскими шутками. Характерен грубый юмор.

Алкоголики постепенно утрачивают способность к длительному, систематическому умственному труду даже в привычной для них области, что нередко наряду со свойственной им склонностью к рисовке, браваде приводит к непродуманным, опрометчивым решениям. Творческая деятельность у них становится все менее продуктивной. Сравнительно рано выявляется в постепенно прогрессирует расстройство памяти. Оно особенно характерно при так называемом корсаковском психозе: сохраняя прежний запас знаний, жизненный опыт, больной теряет способность запоминать новое. Алкоголик забывает содержание только что состоявшейся беседы, не может вспомнить, обедал он или нет. Хотя человек может сохранять известную сметливость и сообразительность, у него заметно снижается психическая активность. В связи с нарушением последовательности в деятельности он становится совершенно беспомощным.

Другой хронический алкогольный психоз — бред ревности — назван известный русским психиатром В. П. Сербским «клеймом алкоголизма». Он характеризуется необоснованной, нелепой ревностью. Больной ревнует жену без малейшего повода, с подозрением относится к любому ее чисто деловому общению с мужчинами, подвергает унизительным осмотрам. На этой почве происходят тяжелые сцены, иногда с трагическим исходом.

Из острых алкогольных психозов наиболее часто бывает белая горячка. Длится она от 2 до 7 дней. У человека возникают галлюцинации, главным образом зрительные, отличающиеся яркостью и устрашающим содержанием. Больному кажется, что он окружен страшными людьми, зверями, опасными насекомыми, он видит кровопролитные сцены, слышит угрозы по своему адресу. Часто под влиянием этого больной совершает действия, как ему кажется, в целях самозащиты. На самом же деле эти поступки могут представлять опасность для окружающих.

И в тех случаях, когда алкоголизм не приводит к развитию психозов, он вызывает стойкие изменения в нервно-психической сфере. Именно поэтому мы называем алкоголь нервным ядом. И этот яд тем более опасен, что к нему вырабатывается привыкание, неудержимое влечение. Но оно возникает не сразу, и тем, кто начинает пить, кажется, что они-то исключение из общего правила: если захотят, всегда могут остановиться. И действительно, употребление спиртных напитков не сразу приобретает характер непреодолимого влечения. Поначалу все как будто выглядит безобидно. Один человек, не нашедший достаточно мужества стойко выдержать какое-либо жизненное испытание, выпивает, чтобы «залить тоску». Другой прибегает к вину в обманчивой надежде поднять настроение и даже... работоспособность. Наконец, среди молодежи выпивка — это проявление своеобразного ухарства, бравады: «Я могу выпить больше всех и не опьянею!» Так из ложно понятого пути самоутверждения, своеобразного «соревнования» вырастает привычка к употреблению спиртных напитков со всеми возможными последствиями, о которых мы упоминали.

Несмотря на очевидность и доказанность всего, о чем я рассказал, многие не верят врачам. Остаются при своем мнении, ссылаясь на собственный опыт. А он поначалу невелик, но потом для анализа нет и сил. Однократные выпивки действительно не наносят непоправимого ущерба здоровью. И в связи с этим человек нередко приходит к выводу, что он ничем не рискует, повторив этот опыт «еще только один, последний раз». Но именно такой вывод и является роковым, ибо повторное употребление алкоголя связано с опасностью привыкания. Вот почему так важно остановиться в самом начале!

Сколько истинной радости и здоровья приносят занятия спортом, туризм, увлечение художественной литературой! Красочнее и интереснее предстает окружающий мир перед глазами трезвого, влюбленного в жизнь человека, умеющего мыслить, хотеть, дерзать и способного добиться воплощения своей мечты.


Алкоголь — враг ума.

Плакат Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.

Автор Л. А. Богданович.

Художник В. А. Степанов.