Журнал «Здоровье», № 6 / 1974 г., с. 4.
Люди нашей эпохи
Герой Социалистического Труда
Мозг... шедевр живой природы, властелин души и тела. Здесь, в этой нежной ткани, рождается все, что делает человека Человеком: любовь и гнев, доброта и сострадание, музыкальные симфонии и художественные полотна, чертежи космических кораблей и схемы электронных приборов.
Ни одна самая совершенная машина не может конкурировать с мозгом; пределы точности и тонкости его организации почти неопределимы, ибо тонут в многообразии связей, которыми управляет этот «верховный распорядитель» организма. От него зависит каждый наш шаг, каждая улыбка, каждый вдох.
Но при всей своей надежности мозг уязвим. Поражения его тяжелы и разнообразны. Одни возникают в результате травм головы, другие — потому, что в мозговой ткани безудержно размножаются опухолевые клетки, третьи — из-за повреждения сосудов. И человек теряет зрение, слух, память...
Именно борьбе за жизнь мозга посвятил 45 лет своей врачебной и научной работы профессор Александр Иванович Арутюнов — директор Института нейрохирургии АМН СССР, академик Академии медицинских наук СССР.
Творческая биография этого замечательного ученого тесно связана с биографией нейрохирургии — науки об оперативном лечении заболеваний нервной системы.
Первые шаги нейрохирургии были нелегки. В наше время из ста больных, оперируемых по поводу опухоли головного мозга, 90—96 возвращаются к жизни. А сорок лет назад, когда основатель советской школы нейрохирургов академик Н. Н. Бурденко начал осуществлять такие вмешательства, на операционном столе погибал почти каждый второй. Шествием в царстве теней с болью называл тогда сам Бурденко путь нейрохирурга.
Только очень мужественный врач, одержимый стремлением спасти человека, когда на спасение почти нет надежды, мог вступить в это царство и не пасть духом, идти от неудачи к неудаче, от потери к потере, чтобы все-таки двигаться вперед, накапливая опыт и для себя и для тех, кто пойдет следом.
«Ученики будут счастливее», — так говорил Н. Н. Бурденко.
«Мы счастливое поколение, ибо если нам и не суждено в ближайшем обозримом будущем решать стратегические задачи, тактические уже решаются», — говорит его ученик А. И. Арутюнов.
Когда, как приходило к нему решение этих задач? Хирургическая клиника в Ростове-на-Дону. Работа в Москве под руководством Н. Н. Бурденко. Нейрохирургическая клиника в Киеве, затем Украинский научно-исследовательский институт нейрохирургии.
А еще раньше — Халхин-Гол. Советско-финляндский вооруженный конфликт. Великая Отечественная война, многотрудный пост главного хирурга фронта.
В 1945 году А. И. Арутюнов защитил докторскую диссертацию, ее тема — огнестрельные повреждения крупных сосудов и их хирургическое лечение. Хирургия сосудов мозга — область, которой Александр Иванович занимается постоянно, всесторонне, глубоко. И еще одно направление, которое он неустанно развивает, — нейроонкология. Всего 10 лет назад многие видные специалисты не решались оперировать опухоли, расположенные у основания мозга. Смертельный риск!
А. И. Арутюнов разработал новые, безопасные подходы к этим глубинам, стал полностью удалять опухоли, лежащие в непосредственной близости от жизненно важных центров.
Именно ему и тем хирургам, которые используют его опыт, обязана медицина успехами в лечении кровоизлияний в мозг.
В институте, которым руководит А. И. Арутюнов, применяется немало технических средств и методов, обогащающих арсенал нейрохирургии. Методика меченых атомов. Осциллографы, регистрирующие тончайшие колебания биотоков мозга. Контрастная рентгенокиносъемка. И многое, многое другое.
Но, как известно, техника без людей мертва. Самый совершенный хирургический инструмент без мастерства и искусства хирурга бесполезен. Зато какие чудеса способен он совершить в руке, которой управляет талант!
Первая сестра таланта А. И. Арутюнова — скорость. Ведь объект его действий — ткань мозга, неизмеримо чувствительная, нежная. Грубое вмешательство, промедление смерти подобны. Малейшая суетливость, вторжение инструмента на лишний миллиметр — тоже. И надо видеть, как оперирует Александр Иванович, будто рисует легкими штрихами, быстро, плавно.
Техника и методика А. И. Арутюнова стали теперь достоянием многих хирургов. Щедрость, с которой он делится своими находками, — вторая сестра его таланта. И третья — скромность.
На работе — с утра, раньше всех. Иногда не хватает времени пообедать. Вечером дома — звонки: ежедневные рапорты дежурного врача, нередко вызовы к тяжелобольному.
А на другой день снова операции, лекции в Центральном институте усовершенствования врачей, где он заведует кафедрой нейрохирургии, многочисленные обязанности почетного президента Всемирной федерации нейрохирургических обществ, председателя Всесоюзного общества нейрохирургов.
Как бывает? Яркий человек проходит большой путь; всю энергию отдает любимому делу. Но силы не беспредельны, на каком-то этапе снижение. И это естественно, особенно ближе к склону лет.
Но есть редкие люди, не ведающие склона. Неутомимые, неисчерпаемые. Таков Александр Иванович Арутюнов. Почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот», присвоенное ему за развитие медицинской науки и здравоохранения и в связи с семидесятилетием, застает ученого в зените сил, на плодотворном творческом подъеме.
И. Шорникова