«Здоровье»


Журнал «Здоровье», № 12 / 1974 г., с. 22—24.

◄ К оглавлению журнала ◄


Пора и власть употребить

А. Григорьев

Рисунок В. Шкарбана

Пока лучшие умы мировой медицинской науки бьются над тем, как избавить человечество от болезней, ставят многочисленные эксперименты, еще и еще раз проверяя эффективность и безвредность того или иного метода лечения, в Краснодоне, на улице Молодежной, 28, свершаются почти мистические чудеса. Там живет Титова, тихая бабуля. Она да-а-авно уж решила все проблемы действенной помощи страждущим. Абсолютно все!

И вот мы в Краснодоне. Вместе с ничего не ведавшим о местном «светиле» врачом В. В. Рыдлевским, представителем областного отдела здравоохранения, идем к Титовой.

У дома высокий забор. Внушающие уважение ворота. Заперто. Долго и настойчиво стучим. В ответ — лай собак. Нахожу щелочку, заглядываю во двор. И вижу: появляется старая женщина в темном платье без претензий, в мятом жакете мужского покроя. Он засален, да и руки не поражают чистотой.

— Тебе чего нужно? — спрашивает, выжидательно прищурившись. — Откуда сам-то?

— Полечиться хочу. Приехал из Львова.

— От кого ты?

— От Дарьи Петровны. Она к вам приезжала.

Калитка открывается.

— Кем работаешь? — продолжается допрос.

— По хозяйственной части, — рапортую.

— А это кто?

— Мой приятель из Ворошиловграда. Можно ему со мной?

— Ну, пусть заходит.

Старуха ведет нас к сараю. На его дверях надпись:

«Святые архангелы, спасите нас от врачей». Внутри грязно. Мешки с сеном, мутные, запыленные банки с какими-то порошками и мазями разных цветов. Это и кабинет и аптечный склад. В углу икона.

Титова садится за темный, замызганный стол.

— Что болит?

— Спина.

— Покажи, где... — И тут же молниеносно ставит диагноз: — Все ясно, милок, у тебя рак. Но вылечить можно. Не ты первый у меня. Мне рак вылечить, что муху прихлопнуть.

И для пущей убедительности показывает книгу благодарностей. Не сомневайся, мол. А в книге этой (затрепанная общая тетрадь) больные пишут отзывы о полном исцелении. Пишут по настоянию врачевательницы уже в первое посещение.

— Запоминай способ лечения, — деловито и привычно говорит Титова, а сама тем временем приготовляет «лекарство».

Три щепотки сухой толченой травы, две ложки белого порошка, горошина белого цвета.

— Что это за горошина? — интересуется В. В. Рыдлевский.

— Это самое дорогое из всего лекарства! — убежденно отвечает старуха. — Значит, так: надо настоять на пол-литре водки, а еще лучше — на самогоне-первачке, и пить три раза в день.

Сколько именно выпивать, не говорит. Надо понимать, сколько одолеешь...

— У меня есть приятель — очень полный. Как ему похудеть?

— Пожалуйста! В два ведра воды всыпь волшебные травки, какие дам. Вари десять минут. Два часа настой потомится. Бери мешковину, обязательно ее, намочи в отваре. Обвернися мешковиной три-четыре раза. Лежи до пота. Два раза в неделю, ночью, с трех до четырех часов, обливайся холодной водой с уксусом. Не вытирайся! И так — пока не похудеешь. Главная сила — в моей траве...

— Почему же именно мешковиной?

— Это секрет.

— Правда ли, что от всех болезней лечите?

— Да. От всех: от печени, сердечных коликов. Ну, от почек, от желудка...

— А как?

— На пол-литре водки, а лучше, конечно, самогона, настаивать пять дней травку, что в этом пакете. Добавить ложку меда. Принимать трижды в день и запивать молоком. Не есть кислого и соленого.

— От нервных заболеваний пользуете? — допытывается В. В. Рыдлевский.

— Это чего? Сдвижение мозгов и черные болезни? А как же! Я от всего могу. Два пучка травки на пол-литра водки...

Дальше слышим уже известное. Собираемся уходить.

— Ты мне понравился, — говорит она. — Возьму с тебя по-божески, всего двадцатку. Мое лекарство пей — будешь здоров. Самое главное в лечении — бойся врачей. А я добрая. За вход и за разговоры денег не беру.

— Двадцать рублей дорого, — говорю я.

— Я тебе жизнь спасаю, а ты «дорого»...

При таких «божеских» гонорарах «добрая» бабуся живет, мягко говоря, безбедно. У нее добротный дом. Есть и каменный гараж. Ни сама С. С. Титова, ни спутник ее жизни И. П. Иньков долгие годы нигде не работают, все силы и время отдают «спасению» человечества от недугов.

Считая прием оконченным, Титова неожиданно спросила:

— Послушай, ты, говоришь, по хозяйственной части... Можешь «ГАЗ-24» достать?

— «Волгу»? — удивляюсь я.

— У нас есть «Жигули», да мала машина. Мы за травой на ней ездим. «Волга» нужна. Может, достанешь?.. А ковры можешь?..

Я ушел от врачевательницы, честно говоря, в смущении. В наш просвещенный век в центре города процветает торговля мошенническими снадобьями! Видел своими глазами, получил даже сокрушительный диагноз, а все же как-то не верится. В Краснодоне, может, не знают про Титову с ее промыслом? Тем более, что принимает она только приезжих.

Чтобы проверить это предположение, взял два коротких интервью.

Главный врач городской поликлиники О. И. Негреев: «Помню, была жалоба на Титову. Мы заходили к ней. Провели беседу и предупредили, чтобы не занималась знахарством. Когда мы у нее были, приехала молодая пара из Ростова. Жена хотела полечиться от бесплодия».

Начальник отделения милиции В. В. Кобзев: «Милиция неоднократно их предупреждала. Но они нас не слушают».

Поразительно! Милиция пасует перед людьми, занимающимися незаконным делом. Можно себе представить, с какой «строгостью» предупреждали Титову и Инькова, если «они не слушают»! Поистине, как у Крылова: «А Васька слушает да ест». Пока в области медлят с привлечением мошенников к ответственности, они безнаказанно наносят ущерб здоровью доверчивых людей, преспокойно наживаются на виду органов здравоохранения, милиции, общественности.

Знали бы простодушные больные, что сам представитель фирмы «Титова и Иньков» И. П. Иньков, которого большая белая борода делает похожим на благообразного старца, регулярно обращается в поликлинику за медицинской помощью и покупает лекарства в аптеке по рецептам, выписанным врачом. А «волшебные» травки он оставляет им, не в меру доверчивым пациентам своей «прославленной» сожительницы.

Узнал я также, что Титова начинала свою карьеру давно: она продавала на рынке пучки «лечебных» трав. Но тут я с удивлением услышал, что и сейчас на местных рынках торгуют травами и прочими «лекарствами». Краснодонский рынок — рядом с милицией. И здесь свободно идет торговля разными снадобьями. Продают синий камень от рака. Мазь от грыжи. Средства от всяких болезней: женьшень, золотой корень, адамов корень. Тут же продавец «чудесных лекарств» (поди проверь!) нашепчет, как их принимать. Словом, лечись — не хочу!

Одну из таких торговок приглашаю в контору рынка. Ее зовут Евдокия Дмитриевна Иванова. Румяная старушка, зубы сплошь закованы в золото, а в глазах хитрость. Но прикидывается простушкой.

— Что вы продаете?

— Серу от детской грыжи, порошок от рака, язвы и других болезней.

— Откуда у вас он?

— Да с Кавказа привезли.

— Почему вы решили, что порошок именно от рака?

— Кто же у меня его купит, если я так не скажу? — удивилась моему невежеству старушка, просияв золотом зубов.

Присутствовавшая при этом санитарный врач рынка М. И. Кириченко спокойно уточнила:

— Я работаю тут восемнадцать лет. И все это время Евдокия Дмитриевна торгует лекарствами. Правда, я запрещала. Да и не ей одной...

Понять подобную логику невозможно. С одной стороны, запрет, с другой — вот уж второй десяток лет Евдокия Дмитриевна благополучно обходит этот запрет на виду у Марии Ивановны. Как ни удивительно, но выходит, что человек, который по роду своей деятельности обязан стоять на страже здоровья людей, живет душа в душу с закоренелой в безразличии к людям стяжательницей...

Небезынтересно и мнение директора рынка К. П. Лазарева:

— В лекарствах я ничего не смыслю. О том, что нельзя их продавать на рынке, никаких указаний нет. Милиция на этих людей внимания не обращает.

Я побывал и на рынке еще одного города Ворошиловградской области — Свердловска. И там бойко шла торговля корнями и травами.

В областном управлении торговли начальник организационного отдела В. М. Секержицкая пожала плечами:

— Не знаю, есть ли указание о запрещении торговли травами. А как я буду контролировать бабок, если не понимаю в растениях?

Исполняющая обязанности начальника областного управления рынками Г. К. Кириллова добавила:

— Лекарственными травами у нас торгуют на всех рывках. Продавцы постоянные — бабушки и дедушки. Мы их знаем. Раз люди покупают, почему не продавать? К тому же торговцы дают полную консультацию.

А вот на центральном рынке Ворошиловграда рассудили иначе. При входе здесь висит объявление: «Торговля лекарственными травами и корнями запрещается».

Я спросил у директора рынка С. С. Терновского: чем вызвано такое объявление?

— В типовых правилах рынков, утвержденных министром торговли Украины, — ответил он, — записано: запрещается продажа лекарственных растений.

Выходит, как ни странно, во всей области об этом знает почему-то лишь С. С. Терновский.

...Ну, а что можно сказать о посетителях Титовой, о покупателях «волшебных» лопухов? Не хочется называть их имена. В большинстве своем это больные люди, к сожалению, все еще верящие болтовне о чудодеях-травниках больше, чем науке. Верят, пока не убедятся, что их ловко одурачили. Та же Г. К. Кириллова из областного управления рынками призналась:

— Я сама мужу покупала у бабки траву от желудка. Только ему эта трава не помогла, и он перестал пить настой...

Неужели ж местные органы власти, здравоохранения, милиция так и будут ждать, пока каждый на горьком опыте убедится, что от рыночных «средств», от знахарского лечения один вред? Их прямой долг — уберечь население от пагубного влияния доморощенных знахарей и целителей всех мастей. Что же касается таких, как Титова, то делу не поможешь никакими разъяснениями, увещеваниями, уговорами. Пора и власть употребить!

Ворошиловградская область — Москва

Святые архангелы, спасите нас от врачей!