Журнал «Здоровье», № 3 / 1974 г., с. 33.
Хороша дача у Сергея Петровича! Зеленая, красная, охристая — не дом, а полотно Гогена. Хороша она весной и летом, когда окружена зеленью молодого зада. Картинно красива осенью, в обрамлении желтых плодов яблонь и алых гроздьев рябины. А зимой, когда кругом все бело, ее фасад видно от самой станции, так что по ней ориентируются прохожие:
— Через два дома вон от той чистенькой дачи...
Сергей Петрович гордится домом, не жалеет времени и сил, чтобы на его участке был образцовый порядок. И очень возмущается, когда кто-нибудь из гостей ненароком оставит на грядке или дорожке полиэтиленовый пакет, какую-нибудь жестянку или бутылку...
— Как можно так поступать? — негодует он. — Это же просто свинство!
Он брезгливо несет недостойный предмет к забору и, широко размахнувшись, швыряет подальше в кусты, к самой железнодорожной насыпи.
Мне с детства знакома эта полоска «ничейной» земли. Когда-то тут протекал ручей, цвела черемуха, на склонах насыпи росла шелковистая травка. Теперь здесь свалка. Ржавое болото с островами мусора. Никто не знает, как и когда оно образовалось. Вероятно, все началось с одной выброшенной жестянки...
А сколько таких больших и малых свалок появилось под носом у вполне добропорядочных людей! Окиньте взглядом землю вокруг себя. Вот обрывистые берега красивой речки, протекающей вдоль поселка, сплошь заваленные консервными банками, битым стеклом и другим мусором, вынесенным из окрестных домов. Кюветы и сточные канавы, неспособные выполнять свои функции по милости владельцев чистых дворов и водителей проезжающих машин. Тылы садов и огородов, нередко целые поля, превращенные «чистоплотными» хозяевами в свалки и помойки. Забитые отбросами русла ручьев, речек, захламленные берега озер.
— Какие негодные люди сделали это? — с гневом спросите вы.
Да такие же, как мы с вами. Не припомните ли и за собой похожего случая: подумаешь, дескать, консервную банку бросил в кювет... Зарастет травой, природа свое возьмет.
Действительно, природа обладает завидной способностью самоочищения. Но есть вещи, с которыми она не может справиться десятилетиями. Металл, стекло, пластмассы, специальная бумажная и полиэтиленовая упаковка, строительный мусор, брошенные кем-то где попало, так и будут, годами не разрушаясь, накапливаться на земле и в воде, убивая растительность, уродуя ландшафт.
— Виноваты, конечно, коммунальные органы: там, где организован вывоз мусора, такого не бывает, — уверенно возразил Сергей Петрович на мою тираду.
Допустим. Но не проще ли, чем захламлять землю и ждать, когда приедут за мусором, раз в год вырыть глубокую яму и закопать в нее скопившиеся отходы собственного хозяйствования. Нет, не надо путать свою лень и бескультурье с недостатками в работе коммунальных органов.
Ю. Ценин
Рисунок Л. Самойлова