Журнал «Здоровье», № 4 / 1974 г., с. 33.
Наш «Москвич» съехал с шоссе. Через три минуты мы, с удовольствием потягиваясь, выползали из машины на прибрежную мураву и сразу же разбрелись по поляне. Но что такое: едва я коснулся травы, как почувствовал, что мои брюки к чему-то прилипли. Я вскочил и обнаружил под собой сгусток мазута. Манящая поляна вокруг лесного озера при ближайшем рассмотрении оказалась пропитанной грязью и машинным маслом, там и сям валялись обрывки промасленных тряпок, бумаги. Один из нас разулся и тут же был наказан за легкомыслие: в ногу ему впился срезанный болт и металлическая стружка, «вычищенные» кем-то из багажника.
Осторожно ступая через рытвины, проделанные колесами многочисленных автомашин в мягком дерне, мы подошли к воде, чтобы выкупаться. Наш друг в трусах, восхищенно ухая, тер щеткой и поливал из ведра полузатонувший автомобиль. По воде плыли радужные пятна.
— Красота какая! — радовался он, щурясь на солнечные блики в ветровом стекле. — Надо было нам заехать подальше — там воздух чище и такая в озерах вода!.. Да что же вы стоите? Купайтесь.
— Кончай это безобразие, — сказал тот, кто порезал ногу (видимо, боль придает силу убеждениям). — Кончай. Поехали...
Мы так и не смогли убедить товарища, что он и ему подобные (а их сотни тысяч) совершают преступление. Что земля и вода месяцами, годами не способны «переварить» нефтепродукты, попадающие на них. Что промасленная грязь убивает растительность, личинки насекомых и рыб, отравляет зловонием окрестность, заставляет бежать прочь животных, птиц, наконец, людей.
— Так я же только помыл машину, — оправдывался он, — бензин в воду не сливал...
Конечно, бывает хуже, когда люди идут на прямое уничтожение природы. Я видел шофера многотонного грузовика, сливающего картерное масло в ручей, в котором он мыл машину. Знал ли он, что на много километров убивает источник жизни и красоты? Несомненно, знал. Но ему было лень отогнать машину и выкопать яму. А трактористы, моющие и ремонтирующие своих «стальных коней» у ручьев, речек, полевых озер, — им даже покажется странным, если их в этом упрекнут. «Мало, что ли, у нас земли и воды?..»
Да, мало. И с каждым годом все меньше будет цветущей земли и чистой воды, если каждый, кто берется за руль или рычаги машины, не почувствует всю меру личной ответственности перед прекрасной нашей природой, перед нашим обществом.
Ю. Ценин
Рисунок Л. Самойлова