Лингвистический энциклопедический словарь

Книгопеча́тание —

комплекс процессов по изготовлению печатной книги. Книгопечатание предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов — литер. Термин «книго­пе­ча­та­ние» обычно применяется по отношению к истории изготовления книги. Для современного книго­пе­чат­но­го производства чаще используется термин «полиграфия».

Древнейший образец бескрасочного оттискивания текста с помощью рельефных форм — глиняный диск из Феста (о. Крит, 17 в. до н. э.). Самый ранний способ воспроизведения текстов и иллюстраций с переносом красочного слоя — ксилография, т. е. печатание с гравированной на дереве формы. Первые известные оттиски, изготовленные ксилографическим способом, датируются 8 в. (Корея, Китай, Япония). В Европе в 1‑й половине 15 в. появились первые книги, оттиснутые ксилографическим способом, на страницах которых воспроизведены иллюстрации с небольшим пояснительным текстом, вписанным от руки, а позднее — также воспроизведённым способом гравюры на дереве.

Диск из Феста.

Первые опыты книгопечатания путём переноса красочного слоя с наборной формы на бумагу были предприняты в 1041—48 в Китае Би Шэном, изготовлявшим отдельные литеры из глины. В 15 в. в Корее были применены металлические литеры из бронзы. Возникновение европейского способа книго­пе­ча­та­ния связано с именем И. Гутенберга и относится к 40‑м гг. 15 в. К. Маркс считал книго­пе­ча­та­ние «...самым мощным рычагом для создания предпосылок необходимого духовного развития» (Маркс К., Машины. Применение природных сил и науки, «Вопросы истории естествознания и техники», 1968, в. 25, с. 36). Изобретение книго­пе­ча­та­ния сделало возможным быстрое закрепление и массовое распространение научных исследований, информации, полученной в результате возник­но­ве­ния новых производств и ремёсел, географических открытий. Книго­пе­ча­та­ние способствовало тому, что образование потеряло религиозный характер и сделалось светским, содействовало становлению и развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма. Печатная книга стала средством распространения и пропаганды форм общественного сознания, орудием социальной и идеологической борьбы. Это в значительной степени обусловлено техническими преимуществами книго­пе­ча­та­ния, и прежде всего тем, что оно обеспечило возможность повторного воспроизводства текстов, массовость тиражей.

В изданиях Гутенберга типографским способом воспроизводился лишь текст, инициалы и орнамен­таль­ные украшения делались от руки. Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри. Печатная книга с гравированными на дереве иллюстрациями впервые выпущена в Бамберге в 1461 А. Пфистером.

Книгопечатание быстро распространилось по странам Европы: в Италии с 1465 (Субиако, близ Рима), в Швейцарии около 1468 (Базель), во Франции с 1470 (Париж), в Бельгии с 1473 (Алст), в Венгрии с 1473 (Будапешт), в Польше около 1473 (Краков), в Испании с 1474 (Валенсия), в Чехословакии (Пльзень) и Англии (Вестминстер) с 1476, в Австрии (Вена) и Дании (Оденсе) с 1482, в Швеции с 1483 (Стокгольм), в Португалии с 1487 (Фару). Значительным центром книго­пе­ча­та­ния в 15 в. становится Венеция, где до 1500 было основано около 150 типографий. Первые книги славянского глаголического шрифта (см. Глаголица) были напечатаны в 1483, кирилловского шрифта (см. Кирилли­ца) — в 1491 (Краков, типограф Ш. Фиоль). Крупнейшие типографы 15 в. — Шёффер, А. Кобергер (Германия), Э. Ратдольт (Германия — Италия), Н. Иенсон, А. Мануций, У. Ган (Италия), И. Амербах, И. Фробен, Н. Кеслер (Швейцария), У. Кэкстон (Англия). Мануций в 1490 в Венеции объединил вокруг себя знатоков греческого языка и издавал древнегреческих авторов с тщательной текстологической подготовкой печатаемых сочинений.

До 1500 примерно в 260 городах Европы возникли типографии; было напечатано около 40 тыс. книг общим тиражом свыше 10 млн. экз. Книги, изданные в Европе до 1 января 1501, называются инкунабулами. В 16—17 вв. в Европе сложились типографско-издательские династии Этьеннов (Франция), Плантенов (Бельгия), Эльзевиров (Нидерланды). Робер Этьенн Первый, в частности, соста­вил и издал толковый словарь латинского языка — «Сокровищница латинского языка» (т. 1—2, 1531). Среди фундаментально подготовленных текстологически и снабженных научным аппаратом изданий Эльзевиров (их книги по имени издателей называются «эльзевирами») — труды по арабскому и древне­еврей­ско­му языкам.

В 1517 белорусский просветитель Ф. Скорина напечатал книги кирилловским шрифтом в Праге, а в 1522 основал в Вильне (ныне Вильнюс) первую типографию. Возник­но­ве­ние книго­пе­ча­та­ния в Москве датируется около 1553, когда появилась так называемая анонимная типография, выпустившая не менее 7 изданий. В 1564 Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец закончили печатать первую точно дати­ро­ван­ную русскую печатную книгу «Апостол». Иван Фёдоров напечатал в Москве также два издания «Часовника», затем в 1566 переехал в Заблудов (ныне на территории ПНР), где в 1568—1569 напечатал «Учительное евангелие» (на его страницах помещено «Слово Кирилла Туровского» — первый напеча­тан­ный памятник древнерусской литературы) и «Псалтырь с Часословцем» (1569—70). Третья типо­гра­фия Ивана Фёдорова, ставшая первой типографией на Украине, была основана во Львове в 1573; здесь напечатано в 1573—74 новое издание «Апостола», а в 1574 — «Азбука», первый печатный русский учебник. Четвёртая типография Ивана Фёдорова основана в 1578 в Остроге, где в тот же год было напеча­та­но новое издание «Азбуки», а в 1580—81 — первое полное издание славянской Библии кирил­лов­ско­го шрифта (так называемая Острожская библия).

Возникновение книгопечатания в Москве было тесно связано с централизацией государ­ствен­ной власти, с реформационными русскими религиозными течениями, со стремлением прави­тель­ства Ивана Грозного унифицировать тексты богослужебных книг, с гуманистическими, просвети­тель­скими воззрениями передовых людей. Применительно к нуждам книго­пе­ча­та­ния в начале 18 в. в России по инициативе Петра I был создан гражданский шрифт, получивший широкое распространение.

Основой печатных процессов со времён Гутенберга был ручной печатный станок, древнейшее изобра­же­ние которого относится к 1499, а первое полное техническое описание сделано в 1607 В. Дзонко. Реконструкция станка в 16 — 18 вв. сводилась к механизации отдельных процессов, а также к последовательной замене деревянных частей металлическими. Первый цельно­метал­ли­че­ский станок изготовил около 1800 Ч. Стенхоп.

Большую роль в развитии книгопечатания сыграла так называемая типометрия — типограф­ская система мер, предло­жен­ная П. С. Фурнье в 1737, усовершен­ство­ван­ная Ф. А. Дидо и позднее приме­ня­е­мая без существен­ных изменений; с её помощью измеряются типографские шрифты, линейки и пробельные материалы, а также элементы печатной формы.

Резкому удешевлению иллюстрированной печатной книги способствовало создание в 18 в. новых репродукционных процессов — торцовой ксилографии и литографии, преобладавших в книго­печа­та­нии до конца 19 в.

В 19 в. типографская мануфактура превратилась в машинную полиграфическую индустрию благо­да­ря появлению печатных, наборных и брошюровочно-переплётных машин. Переворот в печатной технике совершила запатентованная в 1863 У. Баллоком ротационная машина, печатавшая с полу­ци­лин­дри­че­ских стереотипов (цельных рельефных копий типографского набора и клише) на бумажном полотне, сматываемом с рулона; в 1869 Х. Скотт снабдил эту машину фальцевальным аппаратом. Решающий шаг в механизации наборного процесса — изобретение строкоотливной машины линотип (1886) и буквоотливной машины монотип (1897). В 19 в. были созданы и фотомеханические способы воспроиз­ве­де­ния иллюстра­ций — фототипия, гелиогравюра, фотоцинкография, автотипия. В начале 20 в. создан способ офсетной печати, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Всё это потребовало дальнейшей рационализации наборного процесса, что было осуществлено с изобретением в конце 19 в. фотонаборных машин, широко внедрённых в производство в 50—60‑е гг. 20 в. В книго­пе­ча­та­нии наступил переход к автоматической системе машин, к широкому применению электронных счётно-решающих устройств, электрическим и магнитным способам форми­ро­ва­ния изображений, к внедрению синтетических материалов.

Механизация производственных процессов создала условия для появления в книго­пе­ча­та­нии ряда развитых капиталистических стран крупных фирм, сосредоточивших в своих руках различные отрасли книжного дела; первоначально универсальные, эти фирмы в дальнейшем, как правило, специ­а­ли­зи­ру­ют­ся в области определённой печатной продукции.

В СССР развитие книгопечатания после 1917 столкнулось с проблемой перестройки и, главное, значительного расширения полиграфической базы, которая была далеко недостаточна для удовле­тво­ре­ния быстро растущей потребности в печатной продукции. В. И. Ленин поставил перед Наркомпросом задачу «...в один год — даже при теперешней нищете — дать народу... все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 332). Выполнение этой задачи ослож­ня­лось много­на­ци­о­наль­ным характером советского государства, но уже в 20‑х гг. началась широкая научная работа по созда­нию новых письменностей для ранее бесписьменных народов и усовер­шен­ство­ва­нию ряда суще­ству­ю­щих письмен­но­стей (см. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита). Это потребовало решения многих технических задач, в первую очередь разработки значительного количества новых типографских шрифтов. Имеющиеся в некоторых регионах полиграфические предприятия пере­стра­и­ва­лись и расши­ря­лись, но преиму­ще­ствен­но они заново создавались во многих союзных и автономных республиках. В 80‑х гг. в СССР действовало свыше 4 тыс. таких предприятий, выпускающих печатную продук­цию на несколь­ких десятках языков народов СССР, а также на многих иностранных языках.

Е. Л. Немировский.