Морское право



Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СОВЕТСКИМ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ



§ 15. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Любое общество нуждается в управлении. К. Маркс писал, что «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении...» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 342.]. Цели и задачи управления зависят от экономических и политических основ общества, от действующих в нем экономических законов. Функция управления обществом присуща и капиталистической формации, и в последнее время капиталистические государства все больше пытаются воздействовать на экономику путем непосредственного государственного регулирования. Однако такие попытки не способны устранить конкуренцию и анархию производства и не могут обеспечить планомерного развития хозяйства, так как основой производства остаются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда.

Целью управления в социалистическом обществе является создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений. Для обеспечения выполнения этой цели социалистическое государство должно располагать системой органов управления, обладающих определенной компетенцией.

Конституция СССР четко разграничивает функции различных государственных органов, в том числе между представительными органами государственной власти и органами управления. Представительные органы (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета и др.) решают наиболее важные вопросы в масштабах страны или республики, издают законы, формируют другие государственные органы.

Деятельность органов управления носит исполнительный и распорядительный характер, т. е. заключается в реализации законов и решений, принимаемых представительными органами. Органы управления в процессе развития общества и производства постоянно совершенствуются, приспосабливаясь к новым задачам, стоящим перед ними. КПСС придает большое значение улучшению деятельности государственного аппарата, от которого во многом зависит правильное использование всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового обслуживания трудящихся. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. № 139 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» [СП СССР, 1973, № 7, ст. 31.] отмечалась необходимость дальнейшего совершенствования организации управления путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений, приближения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления, повышения оперативности и гибкости управленческого аппарата. В качестве одной из мер предусмотрено устранение многоступенчатости в управлении отраслями народного хозяйства и переход, в частности, на двухзвенную (общесоюзное министерство — производственное объединение) и трехзвенную (общесоюзное министерство — всесоюзное промышленное объединение — производственное объединение) систему управления.

Принципы социалистического государственного управления были научно обоснованы в. И. Лениным и развиты в решениях Коммунистической партии. К ним относятся, в частности, широкое участие трудящихся в управлении, демократический централизм, государственное планирование и учет, социалистическая законность. Основополагающим принципом Правления является руководящая и направляющая роль Коммунистической партии. КПСС, вооруженная марксистско-ленинским учением, определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма [СП СССР, 1973, № 7, ст. 31.].

Согласно Конституции СССР высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти является Совет Министров СССР, который образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат.

К числу центральных отраслевых органов государственного управления СССР относятся общесоюзные министерства, образуемые Верховным Советом СССР, которые несут перед государством ответственность за состояние и развитие соответствующей отрасли народного хозяйства. Правовое положение общесоюзных министерств определяется Конституцией СССР, Общим положением о министерствах СССР [СЗ СССР, 1967, № 17, ст. 116.], а также положениями об отдельных министерствах. Министерство возглавляется министром — членом правительства, назначаемым Верховным Советом СССР, а в период между сессиями — Президиумом Верховного Совета СССР с последующим вынесением на утверждение Верховного Совета СССР. К числу общесоюзных относится и Министерство морского флота.

§ 16. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИМ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

За годы, прошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, управление морским транспортом осуществлялось в различных формах, прежде чем он превратился в самостоятельную отрасль народного хозяйства. Уже в ноябре 1917 г. народным комиссаром торговли и промышленности был издан приказ о передаче управления торговым мореплаванием в ведение Всероссийского Союза моряков и речников. 26 января 1918 г. правительство издает декрет «О национализации торгового флота», которым все судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами со всем движимым и недвижимым имуществом, объявлялись неделимой собственностью Советской республики [СЗ РСФСР, 1918, № 19, ст. 290.].

В 1920 г. управление морским транспортом сосредоточивается в Народном комиссариате путей сообщения (НКПС), а 18 июля 1924 г. постановлением Совета труда и обороны утверждается учредительный договор между НКПС и Народным комиссариатом внешней торговли об образовании Совторгфлота. Создание Совторгфлота способствовало централизованному управлению флотом и портами, и 18 июля 1924 г. считают началом развития морского транспорта как самостоятельной отрасли

Следующим шагом (1930 г.) было разделение управления морские и речным транспортом внутри НКПС путем создания всесоюзных объединений морского и речного транспорта, которые действовали на началах хозяйственного расчета. В 1931 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января было выделено управление морским и речным транспортом из НКПС и создан Народный комиссариат водного транспорта СССР. Управление собственно морским транспортом до 1934 г. осуществлялось шестью бассейновыми управлениями (Черноморским, Азовским, Каспийским, Балтийским, Северным, Тихоокеанским), когда в соответствии с постановлениями ЦИК и СНК СССР от 15 марта «О реорганизации органов управления водного транспорта» и от 9 декабря «О государственных морских пароходствах» были созданы государственные морские пароходства. Важнейшим этапом в развитии управления явился указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1939 г. об образовании Народного комиссариата морского флота СССР. Перед началом Великой Отечественной войны 14 пароходств имели 870 судов дедвейтом 2 млн. т.

В годы войны структура управления морским транспортом на бассейнах менялась в зависимости от условий работы и задач, стоящих перед торговым флотом. Например, Черноморское, Азовское, Сочинское пароходства и «Совтанкер» были объединены в Черноморско-Азовское бассейновое управление, задача которого заключалась в обеспечении перевозов в приморские города и военно-морские базы, в обеспечении оборонительных и наступательных операций. В послевоенные годы структура управления морским транспортом неоднократно уточнялась и совершенствовалась: создавались новые пароходства, ликвидировались мелкие предприятия и организации. Все большее число предприятий на бассейнах подчинялось непосредственно пароходствам, которые превратились в комплексные хозяйственные организации, осуществляющие руководство флотом, портами, заводами и т. д.

В 1973 г. морской транспорт первым из всех видов транспорта перешел к управлению по системе: министерство — государственное хозрасчетное объединение морского транспорта (ГХО) — пароходства. В этой связи в министерстве были созданы три объединения: Северо-западных бассейнов («Севзапфлот»), Южных бассейнов («Южфлот») и Дальневосточного бассейна («Дальфлот»). Однако в целях дальнейшего совершенствования управления морской отраслью с 1982 г. установлена новая схема управления: министерство — пароходство — предприятие, в которой государственные хозрасчетные объединения морского транспорта («Севзапфлот», «Южфлот», «Дальфлот») упразднены.

С перестройкой управления по новой системе на Министерство морского флота, как центральный орган государственного управления, осуществляющее руководство отраслью, возложено решение коренных вопросов развития морского транспорта, совершенствования планирования и методов управления, повышение эффективности работы транспорта и капитальных вложений, обеспечение научно-технического прогресса, единой технической политики и наиболее полного удовлетворения потребностей страны в перевозках.

§ 17. МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Министерство осуществляет свою деятельность на основании Конституции СССР, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, Общего положения о министерствах СССР и Положения о Министерстве морского флота [СП СССР, 1967, № 26, ст. 188.]. Своеобразие правового положения министерства заключается в том, что оно, с одной стороны, является центральным органом государственного управления морским транспортом как одной из отраслей народного хозяйства страны, а с другой — органом, осуществляющим государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР, и наделено так называемыми надведомственными полномочиями.

В качестве центрального органа управления отраслью министерство обеспечивает развитие морского транспорта, осуществляет мероприятия, направленные на максимальное экономически целесообразное использование флота, выполнение заданий государственного плана, обеспечение при минимальных затратах общественного труда необходимых для страны морских перевозок, проведение единой технической политики, внедрение передового опыта, научной организации труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий труда работников морского транспорта.

Министерство непосредственно руководит предприятиями, организациями и учреждениями (научно-исследовательскими, учебными и т. д.) морского транспорта. Министерство морского флота, всесоюзные объединения, пароходства, порты, заводы и другие предприятия, организации и учреждения составляют единую систему Министерства морского флота.

Таким образом, в качестве органа хозяйственного управления Министерство морского флота действует, с учетом определенных особенностей, так же, как и другое общесоюзное министерство.

Согласно ст. 6 КТМ на Министерство морского флота СССР возлагается государственный надзор за торговым мореплаванием, т. е. осуществление контроля за соблюдением законодательства о торговом мореплавании, а также относящихся к нему международных договоров, в которых участвует СССР, надзор за состоянием морских путей, общее руководство государственной регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой. Для выполнения этой задачи министерство наделено правом издания обязательных для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правил, инструкций и положений по вопросам торгового мореплавания. Министерство, в частности, издает правила оборудования и снабжения морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами, устанавливает правила пользования средствами морского транспорта, правила по охране порядка и безопасности мореплавания.

Министерство обобщает практику применения законодательства СССР, международных договоров и соглашений по вопросам торгового мореплавания, разрабатывает предложения по их совершенствованию и вносит установленном порядке эти предложения на рассмотрение Совета Министров СССР.

Министерство морского флота возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей министра, начальников главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. В пределах компетенции министерства и во исполнение действующего законодательства министр издает приказы и инструкции, дает указания и проверяет их исполнение, а также может издавать с руководителями других министерств и ведомств совместные приказы и инструкции.

В министерстве образуется Коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников. Члены Коллегии утверждаются Советом Министров СССР. Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы развитии морского транспорта, обсуждает вопросы практического руководства предприятиями, организациями и учреждениями, проекты важнейших приказов и инструкций. Решения Коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и Коллегией министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены Коллегии в свою очередь могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.

Для рассмотрения предложений по основным направлениям развития науки и техники, определения научно обоснованной единой технической политики в министерстве создается научно-технический совет (НТС) из видных ученых, высококвалифицированных специалистов, новаторов производства. Состав НТС и положение о нем утверждаются министром морского флота.

Структура и численность работников центрального аппарата министерства утверждается Советом Министров СССР.

После перестройки управления, проведенной в 1982 г., в структуру центрального аппарата входят следующие основные главные управления, управления и отделы: Главное управление перевозок, эксплуатации флота и портов (Главфлот), Главное управление по работе с моряками загранплавания, кадров и учебных заведений (Главкадры), Плановое и валютно-финансовое управление, Управление организации труда и заработной платы, Управление внешних сношений, Научно-техническое управление, Юридический отдел с арбитражем, Отдел охраны труда и техники безопасности и др.

§ 18. ВСЕСОЮЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В системе морского транспорта образованы следующие всесоюзные объединения.

В/О «Совфрахт». Всесоюзное объединение по фрахтовым операциям и агентированию флота (В/О «Совфрахт») учреждено для осуществления операций по фрахтованию иностранных судов для перевозки грузов советских фрахтователей, отфрахтованию советских торговых судов под грузы иностранных фрахтователей, а также для организации агентирования и иного обслуживания советских судов в зарубежных портах и контроля за обслуживанием иностранных судов в советских портах.

Объединение осуществляет также фрахтование иностранных судов на время (в аренду, включая суда без экипажа). В/О «Совфрахт» изучает конъюнктуру фрахтового рынка и проводит мероприятия, направленные к ее наилучшему использованию; участвует в разработке и согласовании с заинтересованными советскими и иностранными организациями стандартных форм чартеров, коносаментов и других документов, относящихся к морской перевозке; организует агентирование, стивидорное и иное обслуживание советских и зафрахтованных иностранных судов за границей; координирует работу агентств «Инфлот» по обслуживанию иностранных судов в советских портах.

В/О «Совфрахт» организует защиту правовых и коммерческих интересов советских судовладельцев и фрахтователей путем ведения по их поручениям и за их счет претензионных, арбитражных и судебных дел, вытекающих из договорных и внедоговорных отношений с иностранными фирмами и физическими лицами. Объединение действует на основе хозяйственного расчета, является юридическим лицом. По своим обязательствам оно отвечает принадлежащим ему имуществом, на которое по действующему законодательству СССР может быть обращено взыскание.

В/О «Совфрахт» не отвечает по обязательствам государства и других Советских организаций, так же как государство и другие советские организации не отвечают по обязательствам В/О «Совфрахт». Объединение имеет право совершать всякого рода сделки, заключать договоры и иные юридические действия с учреждениями, предприятиями, фирмами и физическими лицами в СССР и за границей; учреждать свои филиалы, конторы, представительства и агентства как на территории СССР, так и за границей, а также участвовать во всякого рода объединениях, конференциях, обществах и организациях, соответствующих задачам объединения.

Управление В/О «Совфрахт» осуществляется председателем и его заместителями, назначенными в установленном порядке.

В/О «Морпасфлот». Всесоюзное объединение пассажирских линий и круизов (В/О «Морпасфлот») образовано для осуществления централизованного руководства деятельностью пассажирского флота (транспортного и портового во всех видах плавания).

Для выполнения возложенных на него задач «Морпасфлот» разрабатывает планы перевозок пассажиров по пароходствам в каботажном плавании и валютных поступлений от работы пассажирского флота в загранплавании; разрабатывает, согласовывает и представляет на утверждение руководству Министерства морского флота графики расстановки и движения флота на линиях; определяет потребности в отфрахтовании советских пассажирских судов иностранным фирмам и советским организациям; разрабатывает и проводит мероприятия по обеспечению выполнения плана перевозок пассажиров и по улучшению их обслуживания, по совершенствованию методов и форм морских пассажирских перевозок и работы морских вокзалов.

Объединение организует заключение договоров с иностранными туристскими фирмами и агентскими компаниями по продаже билетов; устанавливает фрахтовые ставки, условия расчетов и другие условия аренды судов, которые отфрахтовываются иностранным фирмам и советским организациям; заключает договоры на продажу билетов по смешанным авиаморским, железнодорожно-морским и речным-морским международным перевозкам в установленном порядке.

В/О «Морпасфлот» не несет ответственности по обязательствам государства и других советских предприятий, организаций и учреждений, так же как государство, другие советские предприятия, организации и учреждения не несут ответственности по обязательствам В/О «Морпасфлот»

Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия с учреждениями, предприятиями и организациями, фирмами и физическими лицами в СССР и за границей; создавать свои филиалы, конторы, представительства и агентства как на территории СССР, так и за границей; участвовать во всякого рода объединениях, ассоциациях, конференциях, обществах и организациях, соответствующих задачам объединения и действующих как в СССР, так и за границей.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Мореплавание». Всесоюзное объединение мореплавания и аварийно-спасательных работ (В/О «Мореплавание») осуществляет контроль за соблюдением на морском транспорте законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания, за организацией помощи людям, терпящим бедствие на море; за организацией в морских бассейнах судоподъемных, подводно-технических, аварийно-спасательных, морских и океанских экспедиционных буксировочных работ.

В/О «Мореплавание» организует разработку нормативных документом правил, инструкций, положений, касающихся безопасности мореплавания и осуществляет систематический контроль за строгим их соблюдением ни морском транспорте. Объединение осуществляет методическое руководство деятельностью служб мореплавания морских пароходств и инспекции портового надзора, торговых портов по обеспечению безаварийной работы флота, а также подразделений морского транспорта, выполняющих аварийно-спасательные, подводно-технические, буксировочные и судоподъемные работы; обеспечивает организацию работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и других вредных веществ с судов Министерства морского флота; выдает свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью.

В/О «Мореплавание» — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия с советскими и иностранными организациями как в СССР, так и за границей, а также участвовать во всякого рода ассоциациях, конференциях и организациях, деятельность которых соответствует задачам объединения.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Морсвязьспутник». Всесоюзное объединение электрорадионавигации и спутниковой связи (В/О «Морсвязьспутник») учреждено при министерстве для обеспечения технической эксплуатации советских и международных искусственных спутников для связи и радиоопределения советских удов, а также организации работ по созданию необходимых технических средств для морских спутниковых систем. Вместе с тем на объединение возложены также обязанности по разработке перспективных направлений технических средств судовождения и связи на морском транспорте и обеспечение единой технической политики в области эксплуатации средств электрорадионавигации и связи. Указания В/О «Морсвязьспутник» по вопросам, входящим в круг деятельности объединения, являются обязательными для всех объединений, организаций и предприятий ММФ. Объединение, в частности, разрабатывает совместно с заинтересованными ведомствами планы развития наземных служб морской спутниковой связи и радиоопределения, оснащения судов аппаратурой, направляет и контролирует хозяйственную и эксплуатационную деятельность наземных станций, руководит деятельностью пароходств и других организаций министерства в области электрорадионавигации и связи. Объединение имеет право заключать договоры с ведомствами и организациями в СССР на аренду космических средств и отдельных их элементов, а также соглашения и контракты с международными и зарубежными национальными организациями по кругу своей деятельности. Оно также организует и контролирует применение на морском флоте международных правил связи, выполнение международных норм и технических требований на аппаратуру радиосвязи и электрорадионавигации, участвует в рассмотрении проектов морских судов, а также проектов строительства и реконструкции морских портов по этим вопросам.

В/О «Морсвязьспутник» имеет самостоятельный баланс, действует на основе хозяйственного расчета и является юридическим лицом. Оно отвечает по своим обязательствам в пределах стоимости принадлежащего ему имущества, на которое по действующему советскому законодательству может быть обращено взыскание.

Объединение возглавляет председатель, осуществляющий управление на основе единоначалия.

В/О «Морстройзагранпоставка». Всесоюзное объединение берегового строительства и поставок экспортно-импортного оборудования (В/О «Морстройзагранпоставка») разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на организацию капитального строительства и капитального ремонта береговой базы морского транспорта, оказание внешнеэкономических услуг в проектировании и строительстве береговых объектов.

В/О «Морстройзагранпоставка» обеспечивает проведение единой технической политики в планировании, проектировании, строительстве береговых объектов морского транспорта, дноуглубительных работ и технической эксплуатации гидротехнических сооружений на уровне передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники; организует капитальное строительство и дноуглубительные работы на морском транспорте, рациональное использование капитальных вложений, сокращение сроков и стоимости строительства, своевременный ввод в эксплуатацию основных фондов; обеспечивает работы по техническому содействию экспортным поставкам комплексного оборудования для оснащения и эксплуатации объектов морского транспорта за рубежом.

В/О «Морстройзагранпоставка» — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные, банковские операции с предприятиями, организациями и физическими лицами, предъявлять иски и отвечать в суде и арбитраже; учреждать как в СССР, так и за границей свои филиалы и представительства, а равно участвовать во всякого рода объединениях, конференциях, организациях, деятельность которых соответствует задачам объединения; приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем как в СССР, так и за границей всякого рода движимое и недвижимое имущество.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Морконтейнер». Всесоюзное объединение контейнерных перевозок учреждено как головное подразделение Министерства морского флота по планированию, организации и обеспечению развития контейнерно-линейной транспортной системы в морской отрасли, всемерному расширению перевозок грузов контейнерным способом на линиях в заграничном и каботажном плавании.

Для выполнения возложенных на него задач В/О «Морконтейнер» организует линейные и контейнерные перевозки грузов по поручению советских и иностранных отправителей (получателей) на отечественных и иностранных судах, включая транспортно-экспедиторское обслуживание, обеспечивает потребности пароходств в контейнерах, шасси и трейлерах, изучает и определяет состояние конъюнктуры линейного фрахтового рынка транспортных услуг; согласовывает тарифы советских линий с внешнеторговыми организациями; координирует в качестве линейного агента пароходств эксплуатацию советских линейных судов, работающих на совместных и международных линиях при перевозках внешнеторговых грузов и грузов иностранных отправителей (получателей). В/О «Морконтейнер» организует контроль за движением и обменом контейнеров, за их ремонтом в СССР и за границей; заключает от имени и по поручению советских судовладельцев договоры на агентское и иное обслуживание линий и контейнеров в иностранных портах, договоры на терминальное, стивидорное и другие виды обработки линейных грузов, контейнеров, шасси и трейлеров в иностранных портах и территориях.

Объединение совместно с пароходствами участвует в разработке тарифов, коносаментов и других проформ документов по линейным и контейнерным перевозкам на совместных и международных линиях.

В/О «Морконтейнер» — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом; имеет право совершать всякого рода сделки, заключать договоры, совершать кредитные и банковские операции с предприятиями, фирмами, организациями и физическими лицами как в СССР, так и за границей, предъявлять иски и отвечать в суде и арбитраже; учреждать свои филиалы, конторы, представительства, а также участвовать во всякого рода объединениях, обществах и организациях, соответствующих задачам Объединения.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Моринрасчет». Всесоюзное объединение по валютным расчетам («Моринрасчет») организовано для осуществления централизованного ведения расчетов с иностранными фирмами от имени и за счет судовладельцев, расчетов с внешнеторговыми организациями за поставки по импорту за счет валютных фондов Минморфлота, контроля за поступлением и расходованием иностранной валюты и обеспечения единой централизованной системы по валютным операциям.

Для выполнения возложенных на него задач В/О «Моринрасчет» ведет расчеты в централизованном порядке с иностранными агентскими фирмами за обслуживание советских судов в иностранных портах; расчеты в централизованном порядке с морскими пароходствами за оплаченные счета в иностранной валюте по расходам советских судов в иностранных портах; осуществляет контроль и учет всех обязательств перед иностранными банками и Внешторгбанком СССР по выплате долгосрочных кредитов и начисленных на них процентов, связанных с коммерческой деятельностью Минморфлота; составляет ежемесячные сводные отчеты о результатах работы арендованного флота; осуществляет финансирование по поручению морских пароходств и Регистра СССР их представительств за границей; осуществляет расчеты, связанные со страхованием советских судов в иностранных страховых обществах и клубах взаимного страхования, в «Ингосстрахе»; принимает участие в разработке и обсуждении проектов договоров с иностранными агентскими фирмами на обслуживание советских судов в иностранных портах в части условий и порядка расчетов; В/О «Моринрасчет» является юридическим лицом; имеет самостоятельный баланс и действует на основе хозяйственного расчета. По своим обязательствам отвечает лишь тем принадлежащим ему имуществом, на которое согласно действующему законодательству может быть обращено взыскание.

Государство, его органы и другие организации не отвечают за долги В/О «Моринрасчет», а равно В/О «Моринрасчет» не несет ответственности за долги государства, его органов и других организаций.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Совбункер». Всесоюзное объединение по коммерческим операциям и бункеровке судов за границей (В/О «Совбункер») организовано для осуществления операций по снабжению топливом советских и зафрахтованных иностранных судов за границей и иностранных судов в советских портах, а также для осуществления операций по снабжению упомянутых судов смазочными маслами, красками, химикатами, сменно-запасными частями, другими видами технического снабжения и оказания содействия в ремонте советских судов за границей и иностранных судов в СССР. Для осуществления возложенных на него задач В/О «Совбункер» создает, организует и эксплуатирует бункерные базы за рубежом и обеспечивает их топливом для гарантированного снабжения собственным бункером отечественного флота; организует снабжение топливом советских судов в иностранных портах путем заключения соответствующих коммерческих соглашений от имени советских пароходств с иностранными фирмами и контролирует выполнение этих соглашений; от имени и по поручению пароходств обеспечивает советские суда за рубежом, включая строящиеся, маслами, красками, химикатами, предметами технического снабжения и контролирует выполнение заключенных для этой цели соглашений; по поручению иностранных судовладельцев операции по продаже их судам в советских портах бункера, масел, красок, химикатов, предметов технического снабжения через бункерные базы и консигнационные склады, а также организует коммерческие операции за рубежом по продаже иностранным судам бункера и различных предметов технического снабжения; участвует в разработке и согласовании с заинтересованными советскими и иностранными организациями и фирмами форм договоров и соглашении представляет и защищает интересы советских пароходств и иностранным судовладельцев в пределах предоставленных В/О «Совбункер» полномочий и условий коммерческих соглашений.

Объединение изучает и анализирует конъюнктуру мирового рынка топлива, масел, красок, химикатов и других предметов материально-технического снабжения, научно-технические достижения в этих областях и проводит мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества работы на рынке и внедрение оптимальных форм и методов материально-технического снабжения флота.

В/О «Совбункер» — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные банковские операции с предприятиями, организациями, фирмами и физическими лицами как в СССР, так и за границей, предъявлять иски и отвечать в суде и арбитраже; приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем как в СССР, так и за границей всякого рода движимое и недвижимое имущество; учреждать как в СССР, так и за границей свои филиалы, конторы, представительства, а равно участвовать во всякого рода объединениях и организациях, деятельность которых соответствует целям объединения.

В/О «Совбункер» по обязательствам государства, его органов и других организаций ответственности не несет, также государство, его органы и другие организации не несут ответственности по обязательствам В/О «Совбункер».

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Мортехсудоремпром». Всесоюзное объединение по строительству судов, технической эксплуатации и ремонту флота (В/О «Мортехсудоремпром») осуществляет руководство судостроением для флота, технической эксплуатацией, ремонтом флота и промышленностью в отрасли, необходимое для выполнения плановых заданий морского транспорта.

Для осуществления возложенных на него задач В/О «Мортехсудоремпром» планирует поставки судов и плавсредств флота, организует, обеспечивает и финансирует проектирование, строительство и поставки судов и плавсредств флота в соответствии с годовыми и перспективными планами как на внутрисоюзных предприятиях, так и из-за рубежа; руководит деятельностью пароходств в области технической эксплуатации и ремонта флота; организует и контролирует выполнение планов пароходств по всем показателям промышленной деятельности судоремонтных предприятий; разрабатывает и проводит мероприятия по дальнейшему совершенствованию организации и технологии судоремонта, судостроения и машиностроения; организует обеспечение флота сменно-запасными частями к механизмам отечественного производства; реализует приобретение сменно-запасных частей для флота по импорту.

Объединение — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. В/О «Мортехсудоремпром» имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные, банковские и вексельные операции с предприятиями, организациями и фирмами, физическими лицами, предъявлять иски в суде и арбитраже.

Объединение возглавляет председатель, назначаемый на должность освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Мортехинформреклама». Всесоюзное объединение научно-технической информации и коммерческой рекламы (В/О «Мортехинформреклама») обеспечивает изучение, обобщение и распространение достижений отечественной и зарубежной науки и техники, передового производственно-технического опыта, пропаганду успехов в развитии морского транспорта в СССР и за рубежом; разрабатывает и проводит рекламные мероприятия в целях расширения услуг морского транспорта; осуществляет методическое руководство информационной и рекламной деятельностью объединений и пароходств; разрабатывает, внедряет и совершенствует отраслевую систему научно-технической информации и коммерческой рекламы; руководит подчиненными предприятиями и организациями и осуществляет контроль за их деятельностью.

В/О «Мортехинформреклама» — хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и другие юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные и банковские операции с предприятиями, фирмами, организациями и физическими лицами в СССР и за границей; предъявлять иски и отвечать в суде и арбитраже; приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем как в СССР, и за границей всякого рода движимое и недвижимое имущество.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Мортехснаб». Всесоюзное объединение по материально-техническому снабжению (В/О «Мортехснаб») организовано для планирования материально-технического снабжения и обеспечения предприятий и организаций Министерства морского флота материалами, топливом, оборудованием и промышленными изделиями, необходимыми для выполнения новых заданий отрасли.

Для выполнения возложенных на него задач В/О «Мортехснаб» руководит деятельностью организаций, непосредственно подчиненных объединению, а также служб материально-технического снабжения пароходств и отделов снабжения организаций, состоящих на централизованном снабжении; составляет и представляет сводные плановые заявки и расчеты в союзные и республиканские планирующие организации, получает и распределяет фонды на материальные ресурсы между пароходствами и другими организациями, состоящими на централизованном снабжении; размещает и оформляет заказы на поставку предметов материально-техническою снабжения через Госснаб СССР, союзглавснабсбыты, министерства и ведомства, а по импортным поставкам — через внешнеторговые организации выдает пароходствам и организациям наряды и разнарядки на поставку продукции в соответствии с планами производства и со сроками ввода в эксплуатацию пусковых объектов капитального строительства и судостроения; проверяет соблюдение правил и положений приема, выдачи, хранения, учета правильного использования и расхода материальных ценностей в соответствии с утвержденными нормами расхода в пароходствах, портах, судоремонтных предприятиях и в других хозяйствах морского транспорта; В/О «Мортехснаб» — самостоятельная хозяйственная организация, действующая на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Объединение имеет право совершать разного рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные, банковские, вексельные операции с предприятиями, организациями, фирмами и физическими лицами, предъявлять иски и отвечать в суде или арбитраже; приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем всякого рода движимое и недвижимое имущество.

Государство, его органы и другие организации по обязательствам объединения ответственности не несут, также В/О «Мортехснаб» не несет ответственности по обязательствам государства, его органов и других организаций.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

В/О «Торгмортранс». Всесоюзное объединение продовольственного снабжения и торговли (В/О «Торгмортранс») учреждено для организации и обеспечения торгового обслуживания работников морского транспорта, а также продовольственного снабжения экипажей советских и иностранных судов.

Для выполнения возложенных на него задач В/О «Торгмортранс» обеспечивает продовольственное и промтоварное снабжение транспортных и пассажирских судов морского флота, продовольственное снабжение детских, лечебных и оздоровительных учреждений, предприятий и организаций морского транспорта; обеспечивает торговлю и общественное питание на территории предприятий и организаций Министерства морского флота, в учебных заведениях, гостиницах, общежитиях, интерклубах и морских вокзалах.

В/О «Торгмортранс» осуществляет свою деятельность на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и сводный баланс всех организаций «Торгмортранс» пароходств, является юридическим лицом. Объединение имеет право совершать всякого рода сделки и иные юридические действия, в том числе заключать договоры, совершать кредитные, банковские операции с предприятиями, организациями, фирмами, предъявлять иски и отвечать в суде и арбитраже; приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем всякого рода имущество; представлять Министерство морского флота во всех органах государственного управления по вопросам, отнесенным к компетенции объединения; участвовать во всякого рода объединениях, обществах и организациях, деятельность которых соответствует целям объединения.

Во главе объединения стоит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

§ 19. МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО

Морское пароходство является основным звеном управления морским транспортом, непосредственно руководящим предприятиями, организациями и производственными единицами на бассейне. Своеобразие правового положения пароходства заключается в том, что оно является одновременно самостоятельной хозяйственной организацией (судоходной компанией), осуществляющей определенный род деятельности, и органом управления по отношению к подчиненным ему предприятиям, организациям и производственным единицам.

Пароходство, будучи единым производственно-хозяйственным комплексом, руководит морскими торговыми портами и судоремонтными задами, отрядами аварийно-спасательных и судоподъемных работ, строительными, другими организациями и несет ответственность за выполнение этими предприятиями и организациями государственных планов и заданий.

Пароходство осуществляет свою деятельность на основании Положения о морском пароходстве, утвержденного приказом ММФ от 19 июля 1978 г., № 163 пр.

Согласно Положению пароходство действует на началах хозяйственного расчета и является юридическим лицом. Пароходство имеет самостоятельный баланс по операциям, осуществляемым им непосредственно, а также сводный баланс, отражающий деятельность как самого пароходства, так и входящих в его состав предприятий и организаций. По своим обязательствам пароходство отвечает только непосредственно ему принадлежащим имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание. Оно не отвечает за долги государства, равно как и государство не отвечает за долги пароходства. Пароходство не отвечает также по имущественным обязательствам подчиненных ему предприятий и организаций, а последние не отвечают по имущественным обязательствам пароходства.

На пароходство распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731.

Основными задачами пароходства как самостоятельной хозяйственной организации являются обеспечение выполнения плана перевозок грузов в каботаже и загранплавании, снижение себестоимости перевозок, обеспечение бесперебойного и безопасного движения судов, сохранности и своевременной доставки грузов, перевозки пассажиров, улучшение использования судов, создание постоянных кадров плавсостава и других работников, разработка и проведение мероприятий по улучшению жилищных условий и материально-бытового обслуживания работников пароходства.

Пароходство устанавливает для входящих в его состав самостоятельных предприятий, организаций и производственных единиц основные показатели пятилетнего, годового, квартального и месячного планов, обеспечивающие выполнение утвержденных пароходству плановых задании с наибольшим экономическим эффектом.

Во главе пароходства стоит начальник, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке министром морского флота.

В состав пароходства могут входить предприятия и организации, действующие на началах полного хозяйственного расчета, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами, а также предприятия и организации, действующие на началах внутреннего хозяйственного расчета. Правовое положение этих предприятий и организаций, как правило, не отличается от положения производственных единиц производственных промышленных объединений; входящая в состав пароходства единица распоряжается закрепленными за ней основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами, осуществляет свою деятельность на началах хозяйственного расчета. Производственные единицы, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, могут заключать от имени пароходства хозяйственные договоры, ответственность по которым несет пароходство; получать в свое распоряжение часть фондов материального поощрения и на социально-культурные мероприятия.

Особое место среди предприятий, подчиненных пароходству, занимает морской порт. Согласно гл. IV КТМ морской торговый порт осуществляет загрузку, разгрузку и обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также перевозки грузов, пассажиров и почты на судах порта. Осуществляя все эти операции, порт выступает в качестве обычной хозяйственной организации, действует на основе хозяйственного расчета, является юридическим лицом и несет по своим имущественным обязательствам самостоятельную ответственность.

Порт не отвечает по обязательствам Министерства морского флота, морского пароходства и других государственных организаций, а министерство и эти организации не отвечают по обязательствам порта. Государство не отвечает по обязательствам порта, а порт не отвечает по обязательствам государства.

Вместе с тем порт является и органом государственного надзора за торговым мореплаванием. Начальник порта наделен определенными административными правами: издает обязательные постановления по вопросам безопасности движения, охраны социалистической собственности и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту; ряд должностных лиц порта обладает правом налагать штрафы в административном порядке.

Морской торговый порт действует на основании Положения о морских торговых портах, утвержденного министром морского флота СССР. Подробно хозяйственные и административные функции морских торговых портов рассматриваются в соответствующих главах.

§ 20. АГЕНТИРОВАНИЕ МОРСКИХ СУДОВ В СССР

Понятие агентирования. Возросшая за последнее время интенсивность судоходства, чрезвычайно сложные и разнообразные формальности, существующие в портах различных стран, необходимость знания местных правил и обычаев делают невозможным эксплуатацию судна без оказания ему особого рода услуг, носящих общее название морского агентирования.

Эти услуги оказывают морскому судовладельцу организации (агенты), специализирующиеся в этой сфере деятельности, на основании договора морского агентирования. Договор морского агентирования является комплексным, поскольку содержит в себе черты договора поручения, договора хранения и договора подряда.

Согласно договору морского агентирования одна сторона (агент) принимает на себя выполнение комплекса услуг, связанных с обеспечением нормального торгового судоходства, а другая сторона (судовладелец) обязуется уплатить агенту вознаграждение, обусловленное договором или тарифом. Объем услуг зависит от различных факторов, в том числе и от вида сообщения — загранплавание или каботаж. Правоотношения по договору морского агентирования возникают независимо от того, существует ли между судовладельцем и агентом договор на агентирование судов в течение определенного времени или оно осуществляется на основании разового поручения.

Согласно ст. 63 КТМ СССР агентское обслуживание судов в советских морских торговых портах осуществляется государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.

Агентирование советских судов. Агентское обслуживание советских судов заграничного и каботажного плавания при их заходе в порты Министерства морского флота осуществляется службами по обслуживанию транспортного флота. Службы по обслуживанию транспортного флота действуют на основании Типового положения, утвержденного приказом ММФ от 10 августа 1984 г. № 158.

Служба действует на началах хозрасчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Она имеет право совершать необходимые для осуществления возложенных на нее задач сделки, в частности заключать договоры с другими предприятиями, приобретать и отчуждать и установленном порядке всякого рода имущество. Основными задачами службы являются: выполнение работ и услуг, связанных с подготовкой судов к очередным рейсам; удовлетворение всех производственных нужд флота; содействие в быстрейшем проведении погрузочно-разгрузочных работ; осуществление приема и сдачи грузов от имени судов, а также защита законных интересов судовладельцев перед таможенными организациями, администрацией портов, заводов, внешнеторговых и других организаций и разрешение вопросов, возникающих в процессе комплексного обслуживания судов.

Часть функций по обслуживанию судов выполняется службой непосредственно (счет груза, доставка зарплаты экипажу, подмена членов экипажа в период стоянки и т. д.). Однако значительная доля работ по обслуживанию судов осуществляется другими организациями (портом, заводом, службой материально-технического обеспечения, отрядами АСПТР и т. д.). Поэтому одной из основных задач службы является координация работы береговых предприятий и организаций, принимающих участие в обслуживании флота, и установление очередности, сроков и объема выполнения судовых заявок.

Агентирование осуществляется службой также через свои филиалы, расположенные в портах бассейна. Так, служба по обслуживанию транспортного флота Черноморского пароходства имеет филиалы в Николаевском, Херсонском и Ильичевском портах.

При обслуживании судна ему оказывают услуги различные предприятия и организации; расчеты за все услуги и работы осуществляются службой, которая к окончанию обработки судна включает их в единый дисбурсментский счет и вместе со всеми необходимыми документами направляет его пароходству-судовладельцу. За оказание услуг по агентированию пароходства-судовладельцы уплачивают службам агентское вознаграждение в размере, установленном ММФ.

Агентирование иностранных судов. При заходе иностранных судов в советские морские торговые порты их агентирование осуществляют главные морские агентства и агентства «Инфлот», подчиненные морским пароходствам. Агентства «Инфлот» действуют на основании Положения о Главном морском агентстве «Инфлот» по агентированию и обслуживанию иностранных судов в портах СССР, утвержденного министром морского флота 17 мая 1956 г. Агентства «Инфлот» являются хозяйственными организациями, имеющими самостоятельный баланс, и обладают правами юридического лица. Агентство «Инфлот» имеет право совершать все необходимые для осуществления возложенных на него задач сделки и несет по своим обязательствам самостоятельную имущественную ответственность в пределах, установленных законом.

Основными задачами агентства «Инфлот» являются агентирование иностранных судов в портах СССР и защита законных интересов судовладельцев перед таможенными органами, портовыми властями, внешнеторговыми объединениями. Агентства «Инфлот» выполняют в основном юридические действия, а оказание всего комплекса услуг осуществляется другими предприятиями и организациями. Агентства информируют портовые власти о времени прихода судов, организуют выполнение всех портовых формальностей, содействуют в предоставлении причалов, буксиров и других услуг, организуют снабжение и ремонт судов, знакомят капитана с обязательными постановлениями, портовыми и иными правилами. В необходимых случаях агентства организуют защиту интересов судовладельца и оказывают ему помощь в ведении претензионных и судебных дел.

Агентство «Инфлот» осуществляет работы со всеми предприятиями и организациями, оказывавшими услуги судну во время его стоянки в порту. Расчеты агентства и судовладельца производятся на основании дисбурсментского счета, к которому прилагаются счета всех заинтересованных организаций. За услуги по агентированию судовладельцы уплачивают агентское вознаграждение в размере, установленном тарифом.