Морское право



Глава V. МОРСКОЕ СУДНО



§ 21. ПОНЯТИЕ МОРСКОГО СУДНА

Под морским судном в соответствии с КТМ (ст. 9) понимается «самоходное или несамоходное плавучее сооружение», т. е. искусственно созданный человеком объект, предназначенный для постоянного пребывания в море в плавучем состоянии. Таким образом, для признания того или иного сооружения судном не имеет значения, снабжено ли оно собственным двигателем, находится ли на нем экипаж, перемещается оно или находится преимущественно в стационарном плавучем состоянии (например, плавучий док, дебаркадер).

В соответствии со ст. 9 КТМ в зависимости от целей, для которых они предназначены, различаются суда, используемые:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасения судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;

2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т. п.);

3) для научных, учебных и культурных целей (например, суда АН СССР, учебные суда морских учебных заведений ММФ и МРХ).

Это перечисление и подразделение целей, для которых могут использоваться суда, имеет в основном поясняющее, а не юридическое значение. Во-первых, согласно ст. 9 КТМ судном признается также плавучее сооружение, используемое для «иных целей», кроме перечисленных. Во-первых, число случаев, когда с различным назначением морских судов связываются определенные правовые последствия, сравнительно невелико (например, суда, используемые для несения специальной службы, не обязаны иметь свидетельство о грузовой марке — см. п. 3 ст. 32 КТМ).

Транспортные и рыбопромысловые морские суда, принадлежащие советским организациям, действуют, как правило, на началах внутреннего хозяйственного расчета, имеют свой производственно-финансовый план и определенную внутреннюю организацию. Но судно не является субъектом гражданского права, оно не обладает правами юридического лица. Следовательно, морские суда не несут самостоятельной имущественной ответственности. От своего имени они не могут заключать договоры, вступать в другие сделки или иным образом самостоятельно участвовать в гражданско-правовых (имущественных) отношениях. В то же время, морские суда, посещая различные порты, вступают в административно-правовые отношения с пограничными, таможенными, санитарными и карантинными властями и органами, осуществляющими надзор за безопасностью мореплавания.

§ 22. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА МОРСКИЕ СУДА В СССР

Виды и формы собственности на морские суда. Одной из основ советского морского права является социалистическая собственность на орудии и средства морского транспорта, в том числе на морские суда. Согласно ст. 11 Конституции СССР и ст. 19 КТМ, морские суда находятся в собственности государства, колхозов, иных кооперативных или общественных организаций. Преобладающей формой собственности на морские суда является государственная социалистическая собственность.

Государственные морские суда, используемые для перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, находятся в оперативном управлении морских пароходств, как основных органов управления транспортным флотом. Морские суда рыбной промышленности в основном находятся в оперативном управлении соответствующих организаций, подведомственных Министерству рыбного хозяйства СССР. Государственные морские суда, которые используются для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства и для иных хозяйственных, научных и культурных целей, находятся в ведении Министерства транспортного строительства СССР и других министерств и ведомств.

Наряду с социалистической собственностью на средства морского транспорта в СССР существует и личная собственность на морские суда. Закон предоставляет гражданам право иметь в личной собственности суда валовой вместимостью не более 10 рег. т, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей (ч. 2 ст. 19 КТМ). Грузоподъемность и мощность двигателя этих судов законом не ограничивается. Суда, находящиеся в личной собственности, не могут быть использованы для извлечения нетрудовых доходов и эксплуатации чужого труда.

Иммунитет государственных торговых судов. Он представляет собой проявление важного международно-правового принципа иммунитета (неприкосновенности) собственности иностранного государства и означает недопустимость применения к таким судам со стороны другого государства и его органов принудительных мер с целью лишить государство-собственника судна его прав на судно или ограничить эти права. Поскольку все государства суверенны и в этом отношении равны между собой, ни одно из них не имеет юрисдикции над другим государством, его представителями и его имуществом.

Иммунитет государственной собственности закреплен в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г., в которых установлено, что «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящегося в СССР», возможны лишь с согласия соответствующего государства (ст. 61). Об иммунитете государственных торговых судов говорится в КТМ СССР, который предусматривает, что на суда, находящиеся в собственности Советского государства, «не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР» (ст. 20). Кодекс не допускает задержания в советских портах судов находящихся в собственности иностранного государства, в целях обеспечения требований гражданско-правового характера (например, возмещение ущерба от столкновения и т. п.) к владельцу судна (ст. 77).

Принцип иммунитета государственных торговых судов предусмотрен также в Соглашении о сотрудничестве в морском торговом судоходстве, заключенном в 1971 г. НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР (ст. 3), и в некоторых двусторонних соглашениях СССР с другими государствами. Однако многие капиталистические государства не признают иммунитета государственных торговых судов. Поэтому пароходствам ММФ приходится сталкиваться со случаями неоправданного ареста за границей советских судов в порядке обеспечения имущественных требований к пароходству.

Понятие судовладельца. Это понятие не совпадает с понятием собственника судна. Собственником судна является тот, кто обладает правом собственности на него. Судовладельцем в смысле КТМ признается «лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании» (ст. 10). Поэтому, если собственником советских судов является Советское государство, то в качестве судовладельцев в этих случаях выступают соответствующие государственные организации (морские пароходства, рыбопромысловые базы и т. д.), в оперативном управлении которых находятся государственные суда. Основанием эксплуатации этими организациями-судовладельцами закрепленных за ними судов от своего имени является принадлежащее им право оперативного управления этими судами. Разумеется, законным основанием эксплуатации судна от своего имени является и право собственности на него: когда рыболовецкий колхоз или гражданин эксплуатирует свое собственное судно, он является не только его собственником, но и судовладельцем. Законным основанием эксплуатации судна от своего имени может быть также договор: лицо, эксплуатирующее судно, полученное им по бербоут-чартеру, также является судовладельцем.

Понятие «судовладелец» имеет важное практическое значение, так как закон предоставляет судовладельцу ряд прав и возлагает на него ряд обязанностей, которые подробно рассматриваются в последующих главах учебника.

§ 23. ПРАВО ПЛАВАНИЯ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФЛАГОМ СОЮЗА ССР

Флаг судна и его значение. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г., участником которой является Советский Союз, «суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать» (ст. 5). Таким образом, флаг судна свидетельствует о его определенной национальной принадлежности, что имеет важное правовое и политическое значение.

Во время плавания судна в открытом море оно, как правило, подчинено юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. В определенной мере это государство осуществляет юрисдикцию и контроль над судном и тогда, когда судно находится в иностранных территориальных водах и портах. Находясь в этих водах и портах, судно может рассчитывать на защиту и содействие со стороны дипломатических и консульских представителей государства флага. С флагом связано также предоставление судну ряда преимуществ и льгот (налогового, административного, коммерческого характера) государством флага и некоторыми другими государствами в силу существующих между ними и государством флага соглашений (например, льгот при взимании портовых сборов). Факт плавания судна под Государственным флагом Союза ССР имеет важное политическое значение. Государственный флаг СССР символизирует на национальную принадлежность судна суверенному государству — Союзу Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Союза ССР — это знамя победившей социалистической революции, а изображение на нем пятиконечной звезды, серпа и молота символизирует единство трудящихся всего мира и нерушимый союз рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества. Советские моряки должны бережно охранять Государственный флаг СССР и поддерживать его честь и достоинство.

Право плавания под Государственным флагом Союза ССР. Условия предоставления судам права плавать под флагом определенного государства определяются национальным законодательством этого государства. Определяя эти условия, государство должно придерживаться установившегося в международном праве принципа «реальной связи» между судном и государством. Суть этого принципа состоит, в частности, в том, что «государство должно эффективно осуществлять в области технической, административной и социальной свою юрисдикцию и свой контроль над судами, плавающими под его флагом (ст. 5 Конвенции об открытом море 1958 г.).

В советском законодательстве условия предоставления судам права плавать под Государственным флагом СССР и порядок осуществления права на флаг определены Положением о Государственном флаге Союза ССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г. [Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 14, ст. 262.], инструкцией по применению этого Положения, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1980 г. № 750, и статьями 22 и 23 КТМ.

Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, принадлежащим на праве собственности Советскому государству, колхозам, другим советским кооперативным или общественным организациям и советским гражданам (ст. 22 КТМ). Изъятия из этого правила, т. е. предоставление права плавать под советским флагом судам, находящимся в собственности иностранных государств, организаций или граждан, могут допускаться только в порядке, установленном Советом Министров СССР [Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, № 22, с. 324.]. Право плавания под Государственным флагом Союза ССР судно приобретает с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов страны или с момента регистрации его в судовой книге. Предоставление судну этого права удостоверяется выдачей ему специального свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР или судового билета.

Морские суда, которые приобретены за границей, получают право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи им консулом СССР, аккредитованным в стране приобретения судна, временного свидетельства, удостоверяющего это право.

Лица, виновные в подъеме Государственного флага Союза ССР на судне, не имеющем на то право, несут уголовную ответственность. Так, в РСФСР такие действия наказываются лишением свободы на срок до одного года, с конфискацией судна или без таковой (ст. 203 УК РСФСР). Государственный флаг Союза ССР поднимается на судах ежедневно на гафеле либо на кормовом флагштоке в 8 ч утра, а спускается с заходом солнца. Флаг может быть поднят ранее установленного времени и не спущен после захода солнца в следующих случаях: когда судно заходит в порт либо выходит из него; когда судно в море встречается с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом СССР (до расхождения с ними).

§ 24. РЕГИСТРАЦИЯ СОВЕТСКИХ МОРСКИХ СУДОВ

Цели и юридическое значение регистрации. Каждое советское морское судно должно быть зарегистрировано в одном из морских торговых или рыбных портов СССР (приписано к порту) или в судовой книге. Регистрации не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые сами являются принадлежностью какого-либо другого судна.

Государственная регистрация морских судов имеет важное юридическое значение. Во-первых, только с момента такой регистрации судно (за исключением судов, приобретенных за границей) приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР (ст. 23 КТМ). Во-вторых, при регистрации судна проверяются и устанавливаются сведения относительно того, кто является собственником судна, и на основании этого выдаются документы, удостоверяющие право собственности на судно (свидетельство о праве собственности на судно или судовой билет). Регистрация судов вызывается также необходимостью учета флота и контроля за соблюдением законодательства о безопасности мореплавания.

Суда, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр. Такие суда составляют основную часть советского морского торгового флота. В Государственный судовой реестр должны быть внесены «все суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР» (ч. 1 ст. 24 КТМ). К ним относятся все пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные и буксирные суда, а также другие самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт (75 л. с.) и несамоходные суда валовой вместимостью не менее 80 рег. т (ч. 2 ст. 29 КТМ). Эти суда должны быть внесены в Государственный судовой реестр независимо от того, чьей собственностью является судно, в ведении какой организации оно находится и для каких целей в данное время служит.

Государственный судовой реестр ведется только в морских торговых и рыбных портах.

Суда, регистрируемые в судовых книгах. Суда, которые не подлежат техническому надзору со стороны Регистра СССР, в Государственный судовой реестр не вносятся, регистрируются в судовых книгах. Такие судовые книги ведутся:

в спортивных организациях для регистрации спортивных судов (ч. 1 ст. 25 КТМ);

в исполкомах местных Советов народных депутатов — для регистрации судов колхозов (кроме рыболовецких) и граждан (ч. 2 ст. 25 КТМ); в морских торговых и рыбных портах — для регистрации всех остальных судов, причем суда рыболовецких колхозов регистрируются только в рыбных портах (ч. 2 ст. 24 КТМ).

Порядок регистрации судов. Этот порядок устанавливается главным образом ведомственными нормативными актами. Министерством морского флота на основании КТМ СССР 14 июля 1971 г. утверждены Правила регистрации судов в морских торговых портах.

В соответствии с названными Правилами для внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге порта судовладелец должен подать заявление с изложением в нем всех необходимых данных о судне, а также приложить документы, подтверждающие эти данные. В Государственном судовом реестре на основании этих данных и документов указываются наименования судна и порта приписки, технические характеристики судна, время и место его постройки и т. д. Всякие последующие изменения основных данных о судне должны быть внесены в Государственный судовой реестр (судовую книгу).

Судно исключается из Государственного судового реестра (судовой книги) в случаях, когда оно утратило право плавания под Государственным флагом Союза ССР, признано негодным к дальнейшей эксплуатации или ремонту, погибло либо меняет порт приписки.

В случае приобретения судна за границей все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств, с момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации его в судовой книге Союзом ССР не признаются. Равным образом Союзом ССР не признается внесение советского судна в судовой реестр иностранного государства, если это судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги (ст. 27 КТМ).

§ 25. СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Значение и виды судовых документов. В международных соглашениях и в национальном законодательстве государств содержится ряд правил, обязывающих судно иметь различные судовые документы. В советском законодательстве такие правила содержатся в КТМ (статьи 30—38 и др.) и в нормативных актах, изданных в развитие Кодекса.

По своему содержанию и назначению судовые документы подразделяются на: 1) документы, определяющие правовое положение судна (о национальной принадлежности судна, о праве собственности на него, об обеспечении его ответственности и др.); 2) документы, удостоверяющие состояние судна (его годность к плаванию, вместимость, санитарное состояние и т. д.); 3) документы, отражающие деятельность судна (судовой, машинный и другие ведущиеся на судне журналы).

Судовые документы имеют важное юридическое значение. От наличия судне надлежащих судовых документов в ряде случаев зависит возможность выхода судна в рейс. В соответствии со ст. 74 КТМ капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход из порта «в случаях нарушения требований относительно судовых документов». По данным, указанным в судовых документах (в частности, в мерительном свидетельстве), исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное рачение при судебном и административном разбирательстве различных связанных с мореплаванием происшествий и споров.

Серьезное практическое значение имеет вопрос о признании одним государством судовых документов, выдаваемых органами другого государства. В ст. 38 КТМ сказано, что признание таких судовых документов иностранного судна, посетившего советский порт, как свидетельство годности к плаванию, мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, разрешение на право пользования судовой радиостанцией, свидетельство о грузовой марке, осуществляется на основании международных договоров, в которых участвует СССР.

Если же на иностранном судне не окажется перечисленных документов, оно подвергается обязательному освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости, наименьшей высоты надводного борта и освидетельствованию его радиостанции на одинаковом основании с советскими судами.

Судно, плавающее под флагом государства, с которым не имеется соответствующего соглашения, при посещении порта СССР может быть подвергнуто освидетельствованию, если такие же меры применяются в портах этого иностранного государства по отношению к судам, плавающим под Государственным флагом СССР и имеющим надлежащие документы. При наличии сомнений в том, что иностранное судно, посетившее порт СССР, удовлетворяет требованиям безопасности плавания, такое судно, даже если оно снабжено соответствующими судовыми документами, может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора на равном основании с советскими судами.

Документы, определяющие правовое положение судна. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент) выдается владельцу каждого судна, вносимого в Государственный судовой реестр, инспекцией портового надзора советского морского торгового или рыбного порта регистрации судна. Свидетельство является бессрочным. В тех случаях, когда судно приобретается за границей, ему выдается временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР консулом СССР сроком не более чем на один год.

Правовое значение свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР состоит в том, что оно удостоверяет национальную принадлежность судна Союзу ССР и, как следствие этого, административную и техническую подконтрольность судна органам Советского государства, а также является основанием для подъема на судне Государственного флага Союза ССР.

В свидетельстве указывается, что все гражданские и военные учреждения и должностные лица СССР обязываются, а учреждения и должностные лица дружественных держав — приглашаются на основе взаимности, в соответствии с началами международного права и обычаями, а также заключенными договорами оказывать судну и его капитану всяческое содействие и помощь. Свидетельство содержит также основные данные о судне и сведения о месте и времени его регистрации.

Свидетельство о праве собственности на судно выдается владельцу каждого судна, которое вносится в Государственный судовой реестр, одновременно с выдачей ему свидетельства о праве плавания под Государственным флагом СССР. Свидетельство выдает инспекция портового надзора советского морского торгового или рыбного порта регистрации судна бессрочно. В свидетельстве отмечаются назначение и тип судна, его название, время и место постройки, основные технические данные. Правовое значение этого документа состоит в том, что он служит исключительным доказательством права собственности на судно Союза ССР, если судно является государственным, либо указанной в нем в качестве собственника судна советской кооперативной или общественной организации.

Судовой билет выдается советским судам, регистрируемым в судовых книгах, вместо свидетельства о праве плавания под Государственным флагом СССР и свидетельства о праве собственности на судно. Он одновременно является доказательством права собственности на это судно и удостоверяет его право плавать под советским флагом.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации. Свидетельство о годности к плаванию должно иметься у каждого морского судна. Этим документом удостоверяется соответствие технического состояния судна требованиям Регистра СССР и его пригодность к плаванию в любых районах либо в том или ином морском районе. Свидетельство о годности к плаванию выдается на один год.

Правовое значение этого документа состоит в том, что он является одним из важнейших доказательств мореходности судна. Но свидетельство не является неоспоримым доказательством этого: при возникновении у заинтересованных лиц (фрахтователей, страховщиков и др.) сомнений в мореходности судна они вправе потребовать переосвидетельствования судна или представлять доказательства, оправдывающие данные свидетельства.

Свидетельство выдает орган, осуществляющий технический надзор за судном (ч. 2 ст. 34 КТМ). Для большинства советских судов таким органом является Регистр СССР.

Мерительное свидетельство — документ, содержащий сведения о чистой и валовой регистровой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. Мерительное свидетельство выдается лишь судам, подлежащим техническому надзору Регистра СССР. Оно выдается Регистром СССР бессрочно и пересматривается в случаях изменения и вместимости судна при его реконструкции или перестройке судовых помещений.

По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы. Содержащиеся в нем сведения также необходимы при прохождении судна каналами, шлюзами, узкостями и при составлении грузового плана.

Для прохождения судна Суэцким, Кильским и Панамским каналами Регистр СССР выдает специальные мерительные свидетельства.

Пассажирское свидетельство согласно ст. 32 КТМ должно иметься у каждого пассажирского и грузопассажирского судна, перевозящего более 12 пассажиров. Пассажирские свидетельства подтверждают, что судно в конструктивном отношении имеет надлежащую для судов такого рода остойчивость, водонепроницаемость и прочность и что оно обеспечено соответствующими спасательными, водоотливными и противопожарными средствами в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

Свидетельство выдает Регистр СССР сроком на один год.

Свидетельство о грузовой марке выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и ст. 32 КТМ морским судам, занимающимся перевозкой грузов, пассажиров, багажа и почты, морским рыбным промыслом, добычей полезных ископаемых, спасением судов, терпящих бедствие на море, буксировкой других судов и иных плавучих объектов, производством гидротехнических работ или подъемом затонувшего в море имущества, а также научным и учебным судам. Пассажирским и грузовым судам заграничного плавания валовой регистровой вместимостью свыше 150 рег. т выдается международное свидетельство о грузовой марке, а суда каботажного плавания валовой вместимостью свыше 80 рег. т снабжаются свидетельством о грузовой марке. Выдачу этих документов по уполномочию правительства СССР осуществляет Регистр СССР.

Свидетельство удостоверяет, что судно освидетельствовано и нанесенные на его бортах грузовые марки и минимальная величина его надводного борта удовлетворяют установленным в интересах безопасности мореплавания требованиям.

Минимально допустимая высота надводного борта определяется с учетом района плавания и времени года. Загрузка судна грузами и судовыми запасами с нарушением предельно допустимой осадки является грубым нарушением требований безопасности мореплавания.

В соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. грузовым судам заграничного плавании Регистром СССР по уполномочию правительства СССР выдаются:

свидетельство о безопасности судна по конструкции, в котором удостоверяется, что судно надлежащим образом освидетельствовано и что состояние корпуса, механизмов и оборудования во всех отношениях удовлетворяет требованиям указанной конвенции;

свидетельство о безопасности судна по оборудованию и снабжению, в котором содержатся данные, удостоверяющие наличие на судне соответствующих спасательных средств (шлюпок, плотов и их снабжения, спасательных кругов), устройства для выбрасывания спасательного линя и переносной радиоаппаратуры для спасательных средств в соответствии с правилами Конвенции 1974 г. Свидетельство подтверждает, что судно снабжено средствами и устройствами противопожарной защиты, сигнально-отличительными огнями и сигнальными знаками, лоцманским штормтрапом и средствами подачи звуковых сигналов и сигналов бедствия в соответствии с положениями названной Конвенции;

свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелеграфии и свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелефонии, в которых удостоверяется, что судно отвечает Положениям Правил Конвенции в отношении радиотелеграфии, радиолокации и радиотелефонии.

Согласно ст. 32 КТМ судно должно иметь разрешение на право пользования судовой радиостанцией и радиотелеграфный журнал, если на судне имеется радиостанция. Разрешение выдает Государственная инспекция электросвязи Министерства связи СССР.

Классификационное свидетельство — документ, удостоверяющий, что корпус судна, его снабжение и устройства, главные и вспомогательные механизмы, котлы и воздухохранители освидетельствованы Регистром СССР и признаны удовлетворяющими требованиям Правил Регистра СССР, в результате чего судну присваивается класс Регистра СССР. Класс Регистра СССР свидетельствует о высоких технических, мореходных и эксплуатационных качествах судна, что обычно обеспечивает судовладельцу более выгодные условия эксплуатации судна, в частности возможность заключения договоров с фрахтователями по более высоким ставкам фрахта.

Судовое санитарное свидетельство выдается органами санитарного надзора и содержит их заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Судовая роль — список лиц судового экипажа — ведется администрацией судна по установленной форме с указанием должности, фамилии, имени и отчества каждого члена экипажа, его гражданства, года рождения, номеров паспорта и диплома. При оформлении прихода и отхода судна судовая роль представляется в портовый надзор, таможню и органам пограничной охраны. По судовой роли контролируется укомплектованность судна надлежащим по количеству и квалификации экипажем.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна. Судовой журнал ведется по форме и правилам, устанавливаемым ММФ, а для судов рыбной промышленности — Министерством рыбного хозяйства СССР (ст. 37 КТМ).

Судовой журнал является основным официальным документом, отражающим непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. В судовом журнале с момента подъема впервые на судне Государственного флага Союза ССР и до тех пор, пока на нем есть капитан или лицо, исполняющее его обязанности, ведется запись всех событий на судне.

Правовое значение судового журнала заключается в том, что содержащиеся в нем записи являются одним из видов письменных доказательств при расследовании аварий и аварийных происшествий, при рассмотрении судебных и арбитражных споров, связанных с порчей или недостачей грузов, столкновением судов, спасанием, а также при распределении общей аварии. Записи в судовом журнале должны быть полными, объективным и своевременными.

При выходе судна в рейс в судовом журнале должны быть указаны: количество членов экипажа и пассажиров, число тонн принятого груза, запасов воды, продовольствия и других видов снабжения, осадка судна; фамилия лоцмана, если судно пользовалось его услугами. В период плавания в судовом журнале должны быть, в частности, отражены название моря (океана), гирокомпасный курс и курс судна по главному магнитному компасу с их поправками; отсчет лага, скорость и пройденное расстояние; состояние моря, направление и сила ветра; определения места судна разными способами; меры, принятые экипажем судна и капитаном по обеспечению перевозки груза в сохранности, время осмотров груза, его крепления; изменения курса и скорости судна.

При стоянке судна в порту в судовом журнале должны быть отражены время вручения нотиса о готовности судна к грузовым операциям, время начала и окончания грузовых работ, перерывов в них и простоев с указанием их причин; число открытых и работающих люков; какими средствами куда выгружался груз (причал, лихтер, баржа); случаи несогласия с действиями стивидора или агента и причины этого; количество погруженного или выгруженного грузов; время закрытия люков и крепления грузов в трюмах и на палубе и т. д.

Судовой журнал ведется вахтенными помощниками капитана под ежедневным контролем капитана. Все записи должны излагаться понятным языком в формулировках, не допускающих ошибочных толкований или сомнений, должны быть непрерывными, не должны содержать каких-либо дописываний, исправлений или подчисток. Записи должны быть обстоятельными и объективными и вестись с точностью до 5 мин. Особые требования к точности записей предъявляются при столкновении судов, спасании и оказании помощи на море терпящим бедствие судам, при общей аварии и в других чрезвычайных ситуациях.

Машинный журнал ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем старшего механика. Машинный журнал отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов; время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах судна; подачу воды для тех или иных целей, случаи приема и откачки балласта, стопорения и остановки машины, расход топлива и смазочных материалов.

Радиотелеграфный журнал ведется вахтенным радистом и отражает работу судовой радиостанции в соответствии с установленными правилами.