Морское право



Глава VI. СУДОВОЙ ЭКИПАЖ



§ 26. СОСТАВ И ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ СУДОВОГО ЭКИПАЖА

Согласно советскому законодательству, а также приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г. членом экипажа судна считается любое лицо, действительно занятое во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенное в судовую роль (список экипажа).

Судно может эксплуатироваться в соответствии со своим назначением лишь в том случае, если оно заблаговременно укомплектовано экипажем.

Согласно ст. 39 КТМ экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. К командному составу КТМ относит, кроме капитана и его помощников, судовых механиков, электромехаников, радиоспециалистов и врачей, оставляя на усмотрение уставов службы на судах отнесение к этой категории и других судовых специалистов.

По действующему Уставу службы на судах Министерства морскою флота Союза ССР все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам:

служба эксплуатации, обеспечивающая безопасное судовождение, возглавляемая старшим помощником капитана;

служба технической эксплуатации, обеспечивающая техническую эксплуатацию энергетических установок, механизмов, систем и корпуса судна, возглавляемая старшим (главным) механиком;

радиотехническая служба, обеспечивающая радиосвязь и работу радиотехнических и радионавигационных средств, возглавляемая начальником радиостанции;

служба быта, обеспечивающая обслуживание экипажа, возглавляемая помощником капитана по хозяйственной части;

пассажирская служба, обслуживающая пассажиров, возглавляемая помощником капитана по пассажирской части;

медико-санитарная служба, обеспечивающая охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам, возглавляемая судовым врачом;

учебная служба на учебных и учебно-производственных судах, обеспечивающая организацию учебного процесса, возглавляемая помощником капитана по учебной части.

Численный состав экипажа зависит от типа и назначения судна и определяется штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке. При определении численности состава экипажа принимаются во внимание советское трудовое законодательство и повышенные требования к безопасности судна и мореплавания. Обязанность государства по укомплектованию судов достаточными по количеству экипажами вытекает из международных конвенций, относящихся к безопасности мореплавания. Минимальный состав экипажа для судов Министерства морского флота СССР, при котором допускается выход судна в море, устанавливается в зависимости от типа и назначения судна Министерством морского флота (ст. 40 КТМ). Оно же устанавливает минимальный состав экипажа для судов других министерств и ведомств, по согласованию с ними, за исключением судов рыбной промышленности, по которым минимальный состав экипажа устанавливает Министерство рыбного хозяйства СССР.

В состав судового экипажа могут входить лишь граждане СССР, однако Совет Министров СССР может установить порядок, согласно которому, в изъятие из общего правила, иностранные граждане могут входить в состав экипажа советского судна.

Комплектование экипажа осуществляется судовладельцами в соответствии с общими и специальными нормами советского трудового права с одним лишь изъятием — никто из лиц судового экипажа не может быть назначен на судно без согласия капитана (ст. 44 КТМ).

§ 27. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ЗВАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИСВОЕНИЯ

Положение о званиях лиц командного состава морских судов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. № 839 [СССР, 1983 № 26, ст. 150.], устанавливает следующие звания:

судоводителей — капитан дальнего плавания, капитан малого плавания, штурман дальнего плавания, штурман малого плавания;

судовых механиков — судовой механик первого, второго и третьего разрядов;

судовых электромехаников — судовой электромеханик первого, второго и третьего разрядов;

судовых радиоспециалистов — судовой радиооператор первого и второго класса, судовой радиотелеграфист, судовой оператор-радиотелеграфист.

Звания присваиваются специальными квалификационными комиссиями гражданам СССР, а в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР, и иностранным гражданам, в возрасте не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование (высшее или среднее специальное — для капитанов, штурманов, судовых механиков и судовых электромехаников) и выполнивших соответствующие требования. Например, для присвоения звания штурмана малого плавания необходимо плавание в составе палубной команды самоходных судов, выполненное в соответствии с учебными планами учебных заведений, но не менее 12 месяцев, в том числе несение вахты на ходовом мостике под руководством дипломированного помощника капитана в течение не менее 6 месяцев. Для присвоения звания капитана дальнего плавания необходимо проплавать 18 месяцев в дальнем плавании в должности старшего помощника капитана на самоходных судах валовой вместимостью 1600 рег. т и более.

Лицам, которым присвоены звания, может быть разрешено занимать определенные должности. Например, штурману малого плавания — занимать должности до второго помощника капитана включительно на любых судах в прибрежном, малом и дальнем плавании; судовому механику третьего разряда — занимать должности до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью менее 750 кВт, второго механика — на судах до 3000 кВт и до третьего механика включительно на любых судах.

Звания лиц командного состава морских судов в прибрежном плавании, плавании во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной близости к ним либо в районах действия портовых правил, а также звания лиц, не упомянутых в указанном Положении, и лиц судового экипажа, не относящихся к командному составу, категории этих званий и связанные с ними права устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством речного флота РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Положением о званиях лиц командного состава морских судов в прибрежном плавании, судоводителей и механиков маломерных судов, рефрижераторных механиков и лиц рядового состава, утвержденным приказом ММФ от 29 декабря 1983 г. № 276, установлены следующие звания:

судоводителей — капитан прибрежного плавания, штурман прибрежного плавания, судоводитель маломерного судна, судоводитель-механик первого, второго и третьего класса, судоводитель-механик маломерного судна;

механиков — механик маломерного судна, рефрижераторный механик первой, второй и третьей категории;

рядового состава — помощник вахтенного механика, квалифицированный матрос, специалист по спасательным шлюпкам и плотам.

Присвоение званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальных квалификационных комиссиях. Согласно Правилам выдачи дипломов, свидетельств, квалификационных свидетельств на звания лиц командного и рядового состава, а также подтверждения дипломов (квалификационных свидетельств) и льготных разрешений (Приложение 2 к приказу ММФ от 29 декабря 1983 г. № 276) дипломы, свидетельства и т. п. выдаются капитанами морских торговых и рыбных портов.

Лишение лица звания командного состава допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности мореплавания и жизни людей, и в порядке, предусмотренном уставами о дисциплине работников флота министерств, ведомств, в ведении которых находят морские суда.

§ 28. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА МОРСКОГО СУДНА И СУДОВОГО КОМАНДНОГО СОСТАВА

На капитана возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

Согласно Уставу службы на судах Министерства морского флота Союза ССР капитан обязан вести счисление пути судна, назначать или изменять курс. Никто без ведома капитана не имеет права изменять назначенный им курс и ход. В случаях неблагоприятных условий плавания капитан обязан находиться на мостике до тех пор, пока это необходимо, независимо от времени суток.

Для осуществления всех этих обязанностей капитан наделен большими правами по отношению к лицам, находящимся на судне, независимо от того, являются ли они членами экипажа, — распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана, капитан принимает в отношении их необходимые меры. Так, капитан имеет право налагать на лиц судового экипажа дисциплинарные взыскания и, в случае необходимости, отстранить от исполнения служебных обязанностей всякое лицо судового экипажа, обеспечив доставку его в порт приема на работу или в порт, предусмотренный коллективным договором.

Капитан торгового судна, являясь юридически лишь служащим судовладельца, наделен законодательством особыми правами в отношении находящихся на борту судна людей и грузов и осуществляет некоторые функции, которые свойственны лишь органам государства. Хотя капитан не обладает иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства и является лишь работником пароходства, проявление неуважения к капитану, какие-либо насильственные действия в связи с исполнением им своих обязанностей обычно рассматриваются как недружественный акт по отношению к государству, под флагом которого судно плавает.

Если действия находящегося на судне лица, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества, капитан вправе поместить это лицо в особое помещение и содержать его там до прихода судна в первый порт СССР. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную законом ответственность.

Капитан судна имеет право налагать на пассажиров и иных лиц, кроме членов судового экипажа, административные взыскания. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 2 января 1963 г. № 5 «О дальнейшем ограничении применения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте штрафов, налагаемых в административном порядке» [СП СССР, 1963, № 1, ст. 6.], капитан вправе налагать штрафы за нарушение общественного порядка на судне, безбилетный проезд и провоз излишней ручной клади, невыполнение правил, обеспечивающих безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов, несоблюдение правил перевозки ручной клади, огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся, взрывчатых и ядовитых веществ и предметов. За указанные нарушения штрафы могут взиматься на месте.

В процессе рейса капитану приходится вступать в различные правоотношения с юридическими и физическими лицами. Круг этих правоотношений весьма широк — от найма лоцманов, буксиров, складских помещений до подписания договора о спасании от имени судовладельца и грузовладельцев и предъявления исков в суд. Обычно для осуществления служащим тех или иных действий от имени или за счет организации, в которой работает, необходимо наличие специальной доверенности (если только это лицо не является одним из руководителей предприятия или учреждения, которое имеет право на заключение сделок в силу Устава). Наличие доверенности необходимо и при заключении сделок от имени другого предприятия или организации. Учитывая специфику торгового мореплавания, капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельцев (ст. 50 КТМ).

Капитану предоставлено право (ст. 55 КТМ) в случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия или имеющегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт, стоимость реквизированного продовольствия или груза возмещается судовладельцем.

В случае военных действий в районе расположения порта отправлении или назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

Осуществляя управление судном на основе единоначалия, капитан в своей работе опирается на партийную, профсоюзную и комсомольскую организации судна. В случае опасности для судна и для находящихся ни нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет в составе старшего помощника, первого помощника, старшего механика, секретаря партийной организации судна и председателя профсоюзного комитета судна.

Судовой совет не ограничивает прав капитана, и окончательное решение принимает капитан.

Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов и ценностей. Куда бы экипаж ни был доставлен в случае гибели судна, капитан сохраняет полностью свои права и обязанности в отношении спасенных лиц. Если экипаж судна будет спасен иностранным судном, капитан обязан принять меры к тому, чтобы экипаж и советские пассажиры, находясь на борту иностранного судна, соблюдали достоинство граждан СССР и установленный на этом судне порядок.

Капитан обязан надлежащим образом зафиксировать определенные факты, которые имеют юридическое значение. Так, капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача (фельдшера) о каждом случае рождения ребенка на судне, а также сделать запись в судовом журнале. В таком же порядке удостоверяется случай смерти на судне. К акту о смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего, и капитан принимает меры к сохранению этого имущества. По прибытии в советский или в иностранный порт, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и опись имущества умершего начальнику порта СССР, а в иностранном порту — консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям, с составлением соответствующего акта. Капитан судна не вправе осуществлять акты гражданского состояния, ибо составленные капитаном акты не заменяют свидетельства о рождении или свидетельства о смерти. Они подлежат представлению в органы записи актов гражданского состояния, и на их основе будут оформлены соответствующие свидетельства.

Перечень актов, составляемых капитаном, является исчерпывающим, и капитан не вправе составлять, например, акты о вступлении в брак на судне и т. п.

Вместе с тем одно из действий, совершаемых капитаном, приравнивается к нотариально удостоверенным. Согласно ст. 52 КТМ СССР капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту.

Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному документу. Удостоверение завещаний осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, плавающих под флагом СССР, утвержденной министром юстиции СССР 20 мая 1974 г. по согласованию с Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства СССР. Капитан судна должен соблюдать тайну удостоверения завещания. Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе лицам, указанным в завещании. Если капитан судна, а также лица, которым о составленных завещаниях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, окажутся виновными в нарушении тайны удостоверенных завещаний, то они несут ответственность в порядке, установленном законом. Капитан судна, удостоверивший завещание, выдает один экземпляр завещания на руки завещателю, а другой передает начальнику советского порта или консулу СССР в иностранном порту для последующего направления его в государственную нотариальную контору по последнему постоянному месту жительства завещателя. Если завещатель не имел постоянного места жительства в СССР или настоящее место жительства его не известно, завещание направляется в Первую московскую государственную нотариальную контору. Об удостоверении завещания капитаном судна производится запись в судовом журнале.

В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством СССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР или данной союзной республики, а также Инструкцией о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором СССР 7 августа 1974 г. по согласованию с Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства

Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан может направить это лицо и материалы дознания в СССР на другом судне, плавающем под флагом СССР.

Капитан судна выполняет функции органа дознания, т. е. он вправе проводить дознание лично или уполномочить на проведение дознания любое лицо из числа командного состава. Капитан или другое лицо, выполняющее функции органа дознания, не осуществляют дознание в полном объеме, вплоть до предъявления обвинения, а лишь выполняют неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей, а также другие, которые в условиях плавания судна могут иметь значение неотложных.

О происшедшем капитан в течение суток сообщает прокурору по месту приписки судна. Указания прокурора, осуществляющего надзор за точным исполнением законов при производстве дознания, обязательны для лиц, выполняющих функции органа дознания.

Во время пребывания судна в иностранном порту капитан руководствуется соответствующими международными соглашениями и практикой соответствующего прибрежного государства. Если по ходу выполнения функций органа дознания возникает необходимость обратиться за содействием к властям иностранного государства, капитан сообщает об этом консулу СССР и поступает в соответствии с его указаниями.

В случае совершения на судне во время пребывания в советском порту деяния, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан обязан передать лицо, совершившее преступление, местным властям, и по их требованию предоставить в их распоряжение орудия преступления, вещественные доказательства, документы, свидетелей из числа членов экипажа и данные, необходимые для расследования уголовного дела.

Права и обязанности лиц командного состава судов определяются Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, утвержденным приказом ММФ. Уставы службы на судах других министерств и ведомств утверждаются руководителями этих министерств и ведомств по согласованию с Министерством морского флота и центральным комитетом соответствующего профессионального союза.

Согласно Уставу службы на судах Министерства морского флота Союза ССР командный состав призван руководить действиями подчиненных, лично участвовать в управлении судном и его эксплуатации, служить примером в труде и быту для остального экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчиненных. Лица командного состава обязаны всесторонне знать своих подчиненных, требовать от них изучения и знания Устава службы, действующих на морском флоте приказов и инструкций, устройства судна, следить за поддержанием чистоты и порядка. Лица командного состава должны готовить своих подчиненных к предстоящему рейсу, информируя их о задачах, обстановке и особенностях рейса.

Кроме перечисленных общих обязанностей, каждое лицо командного состава несет ответственность за определенный участок работы, что подробно изложено в Уставе службы на судах Министерства морского флота Союза ССР.