Основой содержания справочника являются технико-эксплуатационные характеристики выпускаемых промышленностью малых прогулочно-туристских и спортивных судов, как находящихся в личном пользовании граждан, так и принадлежащих различным клубам и секциям водно-моторного, воднолыжного и парусного спорта, туристским и охотничьим базам. В круг рассматриваемых вопросов входят также средства повышения эксплуатационных качеств серийных малых судов, методы ремонта и особенности ухода за корпусами лодок, построенных из различных материалов.
При подготовке второго издания справочника (первое вышло в свет в конце 1979 г.) учтены отзывы и пожелания читателей, поступившие в издательство. Отражены основные тенденции развития отечественного прогулочно-туристского флота, наметившиеся в начале 80‑х годов. Большое внимание уделено вопросам всемерной экономии энергетических, сырьевых и прочих ресурсов, а также заботе о сохранении чистоты внешней среды. Эти важнейшие факторы обусловили обращение промышленности к разработке ряда новых, более экономичных в эксплуатации типов судов, и в частности — прогулочно-туристских лодок, способных наряду с подвесными моторами нести паруса или использоваться под веслами.
В текущей пятилетке не ожидается серийного производства новых моделей подвесных моторов, однако наши моторостроительные предприятия проводят большую работу по совершенствованию конструкции уже существующих моделей с целью повышения их экономичности, снижения уровня шумности и количества вредных выбросов, поступающих в воду вместе с выхлопными газами. Поэтому в раздел Справочника, посвященный моторам, внесены соответствующие изменения.
Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется в первую очередь правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузке лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае неправильного подхода при решении этих вопросов иногда до 30 % используемого горючего затрачивается не на движение судна вперед, а вхолостую — на перемешивание больших масс воды за кормой. Поэтому в настоящем издании значительно расширены разделы, посвященные сопротивлению воды движению малого судна, выбору обводов корпуса, мощности двигателя и элементов движителей, возможности эффективного использования парусов для повышения экономических показателей эксплуатации мотолодок и катеров.
В последние годы вновь повысился интерес к самостоятельной постройке прогулочно-туристских судов. Это неудивительно, так как промышленность до настоящего времени выпускала массовыми сериями моторные лодки по существу лишь одного типа — открытые (без каюты), рассчитанные на глиссирование с четырьмя пассажирами на борту под одним или двумя подвесными моторами мощностью по 18 кВт. Судостроители-любители разнообразят ассортимент эксплуатируемых судов, строя самостоятельно более комфортабельные каютные лодки в катера полуглиссирующего или водоизмещающего типа, моторно-парусные и парусные яхты, гребно-парусные лодки для дальнего туризма. Материалы второго издания справочника подобраны с таким расчетом, чтобы они оказались полезными для самодеятельных судостроителей.
Ценными дополнениями справочника являются другие книги, выпущенные в разные годы издательством «Судостроение». Это, например, «15 проектов судов для самостоятельной постройки» (1974 и 1976 гг.), Х. Баадер «Разъездные и туристские катера» (1976 г.), К. Рейнке и др. «Постройка яхт» (1982 г.) и, конечно, журнал «Катера и яхты»; некоторые из материалов, ранее опубликованных в этом журнале, использованы при подготовке настоящего издания.
Все замечания и предложения просим направлять в издательство «Судостроение» по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8.