Лингвистический энциклопедический словарь

Мело́дика ре́чи

(от греч. μελῳδικός — мелодический, песенный) — основной компонент интонации. Акусти­че­ский коррелят М. р. — измене­ния частоты основного тона, развёртывающиеся во времени. М. р. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, одновременно связывая её части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуж­де­ние, повествование, восклицание, импликация; в некоторых языках эти типы оформлены мелоди­че­ски, а не грамматически, например общий вопрос в испан­ском языке, импликация во француз­ском языке); выделяет наиболее важный отрезок высказы­ва­ния; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

При лингвистическом анализе М. р. учитываются мелодические диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты основного тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт и т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трёх до шести в разных фонетических школах. Существует три основных способа пред­став­ле­ния М. р.: контур­ный, ярусный и комбинированный. Первый характе­рен для европейской традиции (Г. Суит, Д. Джоунз, О. Эссен, М. Граммон) и представ­ля­ет М. р. в виде мелодических кривых. Ярусный способ характе­рен для американских иссле­до­ва­те­лей (К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность мелоди­че­ских ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершённости, незавер­шён­но­сти, выражения эмоций. Комбини­ро­ван­ный способ (Ф. Данеш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова, И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основанием для такого рассмот­ре­ния М. р. является то, что мелодические уровни не существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и распре­де­ле­ние по уровням. Сочетания контуров и уровней могут рассма­три­вать­ся как мелодические модели. Основы изучения М. р. заложены в отече­ствен­ном языко­зна­нии В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.

И. Г. Торсуева.