Моря СССР

Введение

Курс «Моря СССР» относится к региональным океанологическим дисциплинам. В нем изучаются гидрометеорологические процессы в конкретных географических условиях. Соответственно предмет этого курса — комплексная характеристика природы морей, омывающих берега нашей страны, с акцентом на физико-океанологические показатели и процессы.

Предмет курса раскрывается в его содержании. Оно рассматривает общие и различные черты разных групп морей (южные моря, дальневосточные моря и др.) и показывает индивидуальность каждого моря, опираясь на основной курс «Океанология» и другие географические дисциплины. Главное внимание уделено узловым вопросам, которые отражают основные особенности моря и позволяют кратко отметить его роль в народном хозяйстве нашей страны. Вместе с тем смысл и содержание курса предусматривают определенный минимум фактических данных о размерах морей, величине гидрометеорологических и других показателей. Фактический материал — необходимая составляющая комплексной характеристики природных условий моря.

Первые шаги в изучении наших морей, прежде всего в направлении сбора натурных данных, относятся к концу XIX — началу XX в. В это время на многих наших морях стали осуществляться специальные экспедиционные исследования, во время которых измерялись температура и соленость воды, скорость и направление течений, проводились метеорологические наблюдения, велись геологические и биологические работы. Все это дало сведения о величинах и распределении гидрометеорологических характеристик, позволило получить некоторые представления о геологических и биологических условиях в морях. Это были единичные и разрозненные исследования. Однако с ними связаны имена выдающихся отечественных ученых — зачинателей изучения морей. К ним относится С. О. Макаров, исследовавший водообмен Черного и Средиземного морей, перемешивание в Охотском море, гидрологические условия Балтийского моря и т. д. Его труды имеют не только общеокеанологическое, но и региональное значение. Н. М. Книпович создал определенное научное направление — промысловую океанологию, провел блестящие рыбохозяйственные гидрологические исследования на морях Каспийском, Азовском, Черном, Баренцевом. Их результаты обобщены в капитальных трудах по каждому из этих морей. Л. С. Берг провел комплексное географическое исследование Аральского моря, на базе которого создал классическую монографию, которая до настоящего времени не потеряла своего значения. Ю. М. Шокальский подвел итог научных исследований Мирового океана и его морей того времени в своем фундаментальном труде «Океанография», изданном в 1917 г.

Новый этап изучения морей СССР наступил после Великой Октябрьской революции. Уже в марте 1921 г. был подписан В. И. Лениным декрет о создании Плавучего морского научного института с целью изучения, в первую очередь, Белого, Баренцева и Карского морей на специально оборудованном судне «Персей». Тогда же были организованы и другие учреждения для исследования морей. Названная плеяда блестящих ученых, кроме С. О. Макарова, продолжала плодотворно трудиться в различных областях изучения морей в годы Советской власти. Их классические работы стали важным звеном в развитии советских морских исследований, весьма значительный вклад в которые внесли экспедиции на судне «Персей». Именно на нем сложилась школа советской науки о море. Ее основные направления представляли ученые старшего поколения: Л. А. Зенкевич, В. Г. Богоров (биология моря), Н. Н. Зубов, В. В. Шулейкин, А. Д. Добровольский (физическая океанология), М. В. Кленова, В. В. Зенкевич (геология моря) и многие другие. Немало их трудов посвящено морям нашей страны и используется в настоящее время. Важное место в изучении морей СССР занимают работы и других крупных ученых того поколения: К. М. Дерюгина, В. Ю. Визе, В. В. Тимонова, В. Б. Штокмана, А. И. Дуванина, А. Ф. Трешникова, А. К. Леонова, Г. К. Ижевского, а в области экономической географии морей — С. В. Михайлова, Ю. Г. Саушкина.

В настоящее время армия советских океанологов весьма многочисленна. Традиции «Персея» продолжил ветеран нашего исследовательского флота «Витязь», на котором в 1949 г. Институт океанологии АН СССР проводил комплексные исследования морей и океанов. В экспедициях на этом судне прошли хорошую школу многие молодые специалисты, ныне известные ученые в области океанологии. Среди них В. А. Бурков, К. Г. Богданов, В. Н. Каменкович, Р. В. Озмидов, К. В. Морошкин, А. П. Лисицин, О. И. Мамаев, К. Д. Сабинин, Г. Б. Удинцев, К. Н. Федоров. Они и другие видные ученые, например Н. П. Булгаков, Ю. П. Доронин, А. Н. Косарев, Б. А. Нелепо, А. И. Симонов, В. М. Михайлов, внесли крупный вклад в изучение морей СССР и продолжают их активное исследование.

Современное изучение морей нашей страны проводится на высоком научно-методическом и организационном уровне. Его ведут крупные научно-исследовательские институты и их бассейновые отделения. Так, южными морями занимается Государственный океанографический институт (ГОИН), морями Арктики — Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), дальневосточными морями — Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ). На многих морях имеются гидрометеорологические обсерватории и на всех морях существует сеть морских гидрометеорологических станций. Кроме того, в морях СССР проводят работы научно-исследовательские институты и организации Министерства рыбного хозяйства, Министерства морского флота и др. Все это дает возможность получать большое количество многолетних фактических данных и с помощью машинной техники обрабатывать их современными методами. Анализ и обобщение, материала наблюдений позволяет получать режимно-климатические и океанологические характеристики морей, изучать протекающие в них процессы и на этой основе решать дальнейшие научные и прикладные задачи. Конечно, собранные к настоящему времени фактические данные ни по количеству, ни по пространственному размещению наблюдений, ни по их временному распределению пока не могут служить достаточной основой для исчерпывающей характеристики природы морей. Накопление такого рода сведений в нужных масштабах — одна из задач нашей науки и дело будущего. Однако и ныне имеющиеся материалы в сочетании с современными теоретическими представлениями дают возможность выяснить наиболее характерные черты природы каждого моря, которые рассматриваются в курсе «Моря СССР».

В пределах территории нашей страны расположены берега четырнадцати морей: Аральского, Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского, Японского. Они занимают площадь в сумме около 11 млн. км2, причем наименьшее (Азовское) имеет площадь 38 тыс. км2, а наибольшее (Берингово) — 2 млн. 300 тыс. км2, наибольшая глубина первого — 13 м, второго — почти 4,5 тыс. м. Моря Советского Союза лежат на разных географических широтах — от субтропических до высокоарктических.

Неодинаково происхождение и история геологического развития наших морей. Все это предопределяет различия их природных черт, хотя моря имеют и много общего, например преобладание хлоридов в солевом составе их вод. Ход океанологических процессов также в некоторых отношениях индивидуален для отдельных морей, а в других он общий для всех.

Сочетание индивидуальных и сходных природных черт, свойственных нашим морям, при изучении их в целом требует определенного единства и общности принципов характеристики моря как целостного природного комплекса. В соответствии с этим в основу рассмотрения морей положены следующие основные принципы.

Во-первых, все моря характеризуются по общему плану. Он включает в себя важнейшие вопросы географии моря (положение, тип моря, берега, рельеф дна и т. п.), главные климатические особенности (региональные и местные черты атмосферных процессов, величины метеорологических элементов и др.), составляющие водного баланса (материковый сток, водообмен с соседними водоемами), гидрологические условия (величины и распределение океанологических характеристик, циркуляция вод, льды), гидрохимические характеристики (газы, биогенные вещества), хозяйственное использование моря. Все это создает современное представление о многообразии и взаимосвязи различных природных компонентов.

Во-вторых, географическая направленность и океанологическое существо этого курса обусловливают сочетание в нем фактического (информативного) материала и изложения наиболее важных гидрометеорологических процессов. Здесь приводятся, например, морфометрические характеристики моря (они даны по Атласу океанов, тт. Тихий океан, 1974; Атлантический и Индийский океаны, 1977; Северный Ледовитый океан, 1980), его батиметрия и прочее, но вместе с тем показывается развитие конвекции, формирование водных масс, циркуляционные и другие процессы.

В-третьих, при рассмотрении морей отражаются основные черты пространственно-временной изменчивости гидрометеорологических показателей. Это относится к фактическим данным (температура воздуха и воды, соленость и т. д.) и к динамическим процессам (волнение, трансформация вод и пр.), что позволяет проследить направленность изменений, их сезонный и многолетний ход. Изменчивость гидрометеорологических характеристик и условий — весьма существенная природная черта каждого моря.

В-четвертых, раскрываются индивидуальные особенности моря. Они определяются присущим каждому морю своеобразным сочетанием влияющих факторов. Учет таких факторов дает возможность показать специфику природы моря. К ним относятся взаимодействие моря с атмосферой и водами материкового стока, условия водообмена с соседними морями или океаном, тепловой баланс и др. Их воздействие на каждое море проявляется по-разному, чем обусловливается индивидуальность протекающих в нем процессов.

Наконец, определенная последовательность в рассмотрении морей предусматривает соответствующий порядок их изучения — от замкнутых морей-озер, через солоноватые и бесприливные южные моря, к открытым материковым и весьма ледовитым морям Арктики, далее к глубоким океаническим морям Дальнего Востока. Такой порядок сложился в результате работы над курсом «Моря СССР» и определился тем, что сначала рассматриваются моря сравнительно простые по своим условиям, а затем все более сложные. При этом учитывается также тип моря и его принадлежность к определенному океану.

Несмотря на природное разнообразие морей нашей страны и существование индивидуальных особенностей у каждого, они обнаруживают определенные признаки, которые дают основание объединять их в группы. Такая группировка проведена в целях сравнительного изучения морей. Она включает в себя следующие группы морей: южные (Аральское, Каспийское, Азовское и Черное); северо-западные (Балтийское, Белое); арктические (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское); дальневосточные (Берингово, Охотское, Японское). Объединение морей по их расположению на территории СССР позволяет рассматривать особенности каждой группы и входящего в нее моря в тесной связи с природой всего соответствующего крупного географического региона страны. Это способствует более конкретному пониманию студентами причинных взаимосвязей в природе.

Общие и различные черты каждой группы морей рассматриваются в краткой преамбуле к соответствующим морям, разъясняются причины и факторы, обусловливающие сходство и различия этих морей. Далее дается более или менее развернутая характеристика каждого моря, составленная примерно по одинаковому плану с выделением вопросов, связанных со специфическими особенностями моря. В ней указаны основные направления хозяйственного использования моря и главные проблемы его дальнейшего изучения. Поскольку в рамках учебника невозможно исчерпать все сведения о природе и экономике морей, широко используются ссылки на источники.

Предлагаемый учебник опирается на программы соответствующих курсов, читаемых в университетах и гидрометеорологических институтах. Он служит стержнем, который отражает существо процессов, протекающих в морях, и показывает подход к их изучению. Вместе с тем исследования советских морей продолжаются и развиваются. Они приносят новые данные, новые представления о природе морей, поэтому при изучении курса «Моря СССР» необходимо постоянно привлекать новые монографии, атласы, журнальные статьи. Такое дополнение к учебнику дает наиболее полные и глубокие знания о морях нашей Родины.