Лингвистический энциклопедический словарь

Функциона́льная грамма́тика —

разновидность грамматики, имеющая объектом изучения функции единиц строя языка и законо­мер­но­сти их функционирования; грамматика данного типа рассматривает в единой системе средства, относя­щи­е­ся к разным языковым уровням, но объединённые на основе общности их семантических функций; при описании языкового материала используется направление от функций к средствам как основное, определяющее построение грамматики, в сочетании с направлением от средств к функциям. Предмет Ф. г. — грамматический строй языка в системе его функций, в его функцио­ни­ро­ва­нии при взаимо­дей­ствии с элементами окружающей среды. Специфика Ф. г. прояв­ля­ет­ся в её преиму­ще­ствен­ной направ­лен­но­сти на раскры­тие законо­мер­но­стей взаимо­дей­ствия грамматических единиц, лексики и контек­ста, системы функционирования языковых средств, служащих для передачи смысла высказы­ва­ния. Принцип единства грамматики, в частности единства её системно-структурного (системно-катего­ри­аль­но­го) и функционального аспектов опреде­ля­ет место Ф. г. в общей системе грамматики. Ф. г. представ­ля­ет собой развитие функционального аспекта грамматики как целого, специальную разработку этого аспекта.

Ф. г. включается в общую функциональную модель языка. Функция языковых средств понима­ет­ся как свойственная им в языковой системе способность к выполнению определённого назначения и к соответствующему функцио­ни­ро­ва­нию в речи; вместе с тем функция — результат функцио­ни­ро­ва­ния, т. е. реализованное назначение, достигнутая в речи цель. На разных этапах анализа единства «средство — функция» осуществляется разнонаправленное движение от функций к средствам и от средств к функциям. Двусторонний подход к описанию функций языковых средств обусловлен: 1) тем фактом, что определённая функция может быть реализована разными языковыми средствами и, с другой стороны, одно и то же средство может обладать и обычно обладает разными функциями (ср. выдви­ну­тый С. О. Карцевским принцип «асимметричного дуализма языкового знака»); 2) необходи­мо­стью учёта, с одной стороны, многообразия языковых значений, а с другой — многообразия формаль­ных средств; 3) суще­ствен­но­стью обоих подходов для моделирования мыслительно-речевой деятель­но­сти говорящего и слушающего; в частности, принимается во внимание актуальность для говорящего: а) направления от смысла, формирующегося при опоре на внутриречевые структуры, к внешним средствам его выражения; б) владения функциональным потенциалом каждого из языковых средств; учитывается также, что позиции говорящего и слушающего в речи постоянно взаимо­дей­ству­ют, причём для слушающего актуально не только направление от формальных средств к их значениям и вытека­ю­ще­му из контекста и речевой ситуации смыслу, но и активное восприятие деятельности говоря­ще­го, невозможное без владения процессами, направленными от смысла к средствам его выраже­ния.

Функциональные аспекты грамматики получили освещение в трудах К. С. Аксакова, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского. Для становления Ф. г. как особого типа грамматических иссле­до­ва­ний важное значение имели идеи Бодуэна де Куртенэ о языковом мышле­нии, в частности о коли­че­ствен­но­сти в языковом мышле­нии, не совпадающей с «математи­че­ской коли­че­ствен­но­стью»; его наблюдения во многих отношениях предвосхищали более поздние иссле­до­ва­ния понятийных категорий, полей и т. п. Важную роль в становлении Ф. г. сыграли также работы Ф. Брюно «Мысль и язык» (1922; содержит развернутое описание широкого круга понятий и средств их выраже­ния) и О. Есперсена «Философия грамматики» (1924; раскрывает соот­но­ше­ние понятий­ных и синтакси­че­ских категорий).

В советском языкознании большое значение для разработки теоретических оснований Ф. г. имели труды Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, В. В. Виноградова. Щерба обосновал различие между «пассив­ной» и «активной» грамматикой, «исходящей из семантической стороны, независимо от того или иного конкретного языка», и «ставящей вопрос о том, как выражается та или иная мысль». Хотя Щерба подчёркивал, что ведущим началом для активного изучения языка должен быть смысл, он высказывал предположение о том, что изложение грамматики от смысла к форме нельзя провести до конца. Мещанинов, излагая в работах 40‑х гг. теорию понятийных категорий, базирующуюся на его типо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях, выдвигал на первый план всё то, что в этих категориях связано с «языковой передачей», в которой он уделял особое внимание наличию определённой системы. Виноградов включал в грамматическое учение о слове анализ живого употребления словоформ и окружающего их контекста. Функциональную направленность имеет его учение о предикативности и модальности.

В разработке Ф. г. значительна также роль оппозитивного анализа грамматических категорий (работы Р. О. Якобсона и других предста­ви­те­лей пражской лингвистической школы, см. также Функцио­наль­ная лингвистика), сохраняют свою значимость некоторые иссле­до­ва­ния предста­ви­те­лей Копенгагенского лингвистического кружка, концепция первичных и вторичных функций Е. Куриловича, существенная для синхронических и диахронических иссле­до­ва­ний, функционально-грамматическая концепция Э. Кошмидера, сыгравшая важную роль в развитии аспектологии, учение Г. Гийома о соотношении системных и функциональных речевых значений, функционально-граммати­че­ские иссле­до­ва­ния Э. Бенвениста.

Существуют различные направления функционально-грамматических иссле­до­ва­ний. Француз­ская школа функциональной лингвистики (А. Мартине и его последователи) ориентируется на граммати­че­ские аспекты речи, анализируемые с точки зрения коммуни­ка­тив­ной функции языка. Предста­ви­те­ли пражской лингвистической школы (Ф. Данеш, М. Докулил, П. Сгалл и другие) концентри­ру­ют внима­ние на соотношении языковой системы и исполь­зо­ва­ния говорящим языковых средств в конкрет­ной ситуации речи. Понятие функции играет ведущую роль в грамматических иссле­до­ва­ни­ях ряда лингви­стов ГДР (В. Шмидта, Г. Хельбига, В. Бёка, В. Гладрова, Р. Лёча и других). Особое направление Ф. г., стремящееся после­до­ва­тель­но реализовать функциональную точку зрения на природу языка и его уровней, развивается в Голландии (С. Дик, К. де Гроот и другие). В СССР разраба­ты­ва­ют­ся теорети­че­ские проблемы Ф. г. (работы В. Г. Адмони, А. В. Бондарко, В. Г. Гака, Н. А. Слюсаревой, Н. Ю. Шведовой, М. А. Шелякина и других), функционально-синтаксические концепции (работы Г. А. Золотовой, Д. Н. Шмелёва, Н. А. Слюсаревой), концепции функциональной аспектологии (работы Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко, Т. В. Булыгиной, М. Я. Гловинской, М. А. Шелякина, А. М. Ломова, Д. М. Насилова и других), исследуется взаимо­дей­ствие грамматики и лексики, в частности с исполь­зо­ва­ни­ем теории поля (работы М. М. Гухман, Е. В. Гулыги, Е. И. Шендельс, В. М. Павлова). Ф. г. тесно связана с грамматической типологией (работы С. Д. Кацнельсона, А. А. Холодовича, В. С. Храковского, В. П. Недялкова и других), контрастивной грамматикой (работы В. Н. Ярцевой и других), различ­ны­ми направлениями иссле­до­ва­ний по грамматической семантике (работы Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной, Е. С. Кубряковой, Е. В. Падучевой, О. Н. Селиверстовой, Ю. С. Степанова, Н. Ю. Шведовой и других), по грамматике текста и по грамматическим аспектам психолингвистики. Для развития Ф. г. имеют значение труды с развёрнутым описанием значений грамматических единиц («Русская грамматика», 1980, и др.).

А. В. Бондарко.