тип письма кириллицы, пришедший на смену уставу. В сравнении с уставом начертания букв полуустава лишены геометрической строгости: прямые линии допускают кривизну, а округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами, возможны варианты начертания одних и тех же букв у одного писца (до пяти вариантов Т, четырёх — В и др.). Появление полуустава объясняется необходимостью ускорения процесса письма. Полууставом писали на пергамене и бумаге.
Южнославянские полууставные рукописи сохранились с конца 13 в. В Древней Руси полуустав употребляется с середины 14 в., первоначально в деловых документах (грамота 1350—51 Симеона Гордого, Лаврентьевская летопись 1377). Русский полуустав 14 в. («старший»), сохраняя традиции русского устава, отличается от него меньшей тщательностью, большим числом сокращённых слов со многими выносными буквами, покрытыми титлами и без них. Возможны переходные формы от устава к полууставу. С 15 в. появляется новый тип полуустава («младший»), развившийся в результате так называемого второго южнославянского влияния. Для этого полуустава характерны наклон письма к концу строки, изменение состава букв за счёт употребления букв южнославянского письма (например, йотированных юсов, юса большого), утраченных в русской письменности в 12 в. В полууставе 15 в. обычны многообразные надстрочные знаки. В 16—17 вв. полууставное письмо на Руси утрачивает искусственные начерки южнославянского полуустава. Полууставом написаны молдовлахийские славяноязычные рукописи 15—17 вв.
Шрифт русских первопечатных книг 16 в. (например, «Апостол» Ивана Фёдорова) сложился на основе лучших полууставных почерков московских рукописей. См. рисунок при статье Устав.
О. А. Князевская.