Лингвистический энциклопедический словарь

Афа́зия

(греч. ἀφασία, от ἀ- — отрицательная приставка и φάσις — высказывание) — речевое расстрой­ство, вызванное поражением определённых зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария. Поражение любого участка речевой зоны мозга ведёт к наруше­нию речи в целом, однако специ­фич­ность наруше­ния зависит от функции пострадавшего участка (так называемый первичный дефект), от характера последующих вторичных системных наруше­ний, от возникших функциональных перестроек. Афазия — системное наруше­ние речи, складывающееся из ряда связанных с первичным дефектом компонентов. Такое понимание афазии разработал А. Р. Лурия на основе выдвинутого в физиологии и психологии и развиваемого в нейро­лингви­сти­ке принципа динамической системной локализации функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Лурия). В соответ­ствии с этим принципом Лурия предложил класси­фи­ка­цию афазий, опира­ю­щу­ю­ся, в отличие от других класси­фи­ка­ций, на вычленение первичного дефекта. Он выделяет три первичных дефекта и соответ­ствен­но три формы афазии при поражении передней речевой зоны: наруше­ние построения смысловой схемы собственного высказывания или воссоздания её в процессе понимания — динамическая афазия; наруше­ние грамматической организации выска­зы­ва­ния, замещение выска­зы­ва­ния отдельными номинациями или их цепочкой («Вот взрыв... и вот... ничего...»): затруд­не­ние понимания сложных грамматических конструкций — аграмматизм типа «телеграфного стиля», или синтаксическая афазия; наруше­ние мотор­ной кинетической организации речи: неспособность воспроизвести целост­ную «кинети­че­скую мелодию» слова и синтагмы, малый объём или отсутствие активного словаря, произнесение слова или слога отдельно, изменение интонационно просодических характеристик речи. Понимание речи лучше, чем собственная речь, но затруд­не­но — эфферентная моторная афазия. Эти наруше­ния связаны с синтагматической организацией высказывания, обес­пе­чи­ва­ю­щей на трёх уровнях програм­ми­ро­ва­ние (смысловое, синтаксическое и моторное) речевых актов. Поэтому три формы афазии имеют общий характер наруше­ния — распад единой схемы действия на изоли­ро­ван­ные элементы и принуди­тель­ные повторения этих элементов, обусловленные патологической инертностью в речевой сфере.

При поражении задней речевой зоны нарушаются операции парадигматического выбора рече­вых единиц, производимые на основе симультанного синтеза элементов. При поражении нижних отделов теменной доли возникает афферентная моторная афазия, вызываемая первичным дефектом кинестетической организации движения. Она характеризуется утратой активного словаря при сохране­нии понимания, обилием замен звуков и поисков артикуляций, нередко осложнённых трудностями управления произвольными движениями губ и языка.

Поражение височных отделов левого полушария ведёт к дефектам выбора звуков и слов на основе акустических признаков. Сенсорная, акустико-гностическая, афазия возникает при пора­же­нии задней трети верхневисочной извилины. Из-за наруше­ния фонематического слуха больные не понимают обращённой к ним речи, часты явления «отчуждения» слов — повторение без понимания значения, неустойчивость звуковой формы слова, замещающейся близкими звуча­ни­я­ми, собственная речь в грубых случаях — нерасчленённый звуковой поток — «словесный салат», грамматическая сторона речи наруше­на меньше, чем словарь, где искажаются низкочастотные слова с конкретным значением.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов височной доли и близка сенсорной: при отсут­ствии дефектов на уровне звука те же наруше­ния понимания на уровне слова, особенно при увеличении объёма предъ­яв­ля­е­мо­го материала. В собственной речи на первом плане поиски слов, особенно низкочастотных.

При поражении теменно-затылочной области выделяются семантическая афазия, связанная с дефектами простран­ствен­но­го синтеза значений (трудности понимания так называемых логико-грамматических конструкций типа «бочка за ящиком», поиски слов и замена нужного слова описанием его значения), и «амнестическая», или «оптическая», афазия, где наруше­ние называ­ния связано с расстройством зрительных представлений (см. также Нейролингвистика).

Т. В. Ахутина.