Лингвистический энциклопедический словарь

Синтагма́тика —

1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых — синтагма­ти­че­ских — отноше­ний между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изуче­ния языка противо­по­став­ля­ет­ся парадигматике; 2) синоним выраже­ния «синтагма­ти­че­ский план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюда­е­мы­ми единицами языка, посколь­ку синтагматика рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте; 3) реже — учение о синтагме, чаще — учение о синтагма­ти­че­ских типах отноше­ний как отноше­ни­ях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигма­ти­ки, изуча­ю­щей отношения «по вертикали»).

Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в совре­мен­ном языкознании, в зависимости от выбранных единиц анализа, говорят о синтагматике как части соответствующей уровневой дисциплины и выделяют синтагматику фонетическую, фоно­ло­ги­че­скую, морфо­ло­ги­че­скую, лекси­че­скую и т. п.

Выделение синтагма­ти­че­ских отношений связывают обычно с именем Ф. де Соссюра, но в отече­ствен­ном языко­зна­нии задолго до этого И. А. Бодуэн де Куртенэ описывал их в терминах отношений рядоположения (Nebeneinander), а Н. В. Крушевский — в виде отношений по смеж­но­сти. По мнению де Соссюра, из двух типов отношений, определяющих систему языка и его состояние в каждый момент его существования, — синтагма­ти­че­ских и ассоциативных (позднее названных парадигматическими) — первые непосредственно наблюдаемы и основаны на линей­ном характере речи и свойстве её протяжён­но­сти, одно­на­прав­лен­но­сти, последо­ва­тель­но­сти. Благодаря этому элементы, следуя один за другим, образуют определённую языковую цепочку, последовательность — синтагму, внутри которой состав­ля­ю­щие её элементы вступают в синтагма­ти­че­ские отношения. Они характеризуют связи следующих друг за другом единиц и определяются их контрастом; языковой элемент может поэтому противо­по­став­лять­ся либо предшествующему, либо следующему за ним, либо и тому и другому одновременно. Для выявления этих отношений разрабатываются специальные процедуры сегментации, или члене­ния текста (речи), позволяющие отличить и отделить одну единицу от другой на основании свойства ее повторяемости и контраста с соседними единицами. Поскольку почти все языковые единицы находятся в зависимости либо от того, что их окружает в потоке речи, либо от тех частей, из которых они состоят сами, развитие процедур синтагма­ти­че­ско­го анализа идёт по двум разным линиям: с первым свойством связаны методика валентностного анализа (см. Валентность) и — шире — свойства сочетаемости языковых единиц, со вторым — понятия и методика дистрибутивного анализа.

Процедуры синтагматического анализа состоят, по де Соссюру, прежде всего из приёмов членения языковых после­до­ва­тель­но­стей и определения их состава, а также особых способов обнаружения влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия, причём особенно чётко это проявляется в фонологии и морфологии, а также в морфонологии. Синтагма­ти­че­ский анализ направлен на установ­ле­ние отношения «состоять​/​складываться из» и на описание его результатов в однород­ных терминах. Поскольку в каждой языковой последовательности обнару­жи­ва­ет­ся определённый порядок следо­ва­ния элементов, один из этапов анализа связан также с установлением последовательности расположения единиц и опреде­ле­ни­ем неких абстрактных или конкретных позиций, закреплённых за той или иной составляющей синтагмы. Единицы, способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой последовательности, а также выступать в качестве взаимозаменимых субститутов, считаются входя­щи­ми в один парадигма­ти­че­ский ряд. Но из этого следует, что к понятию парадигматических отношений можно прийти не независимо от синтагма­ти­че­ских, как полагал де Соссюр, а, напротив, как бы совме­стить один анализ с другим; в такой плоскости вопрос о соотношении синтагматики и парадигматики был впервые поставлен Л. Ельмслевом.

В работах Ельмслева синтагматика противопоставлялась парадигматике на основании логи­че­ских принципов их органи­за­ции: для первой постулировался принцип логической конъюнкции, отношение «и — и», которое обозначалось им как реляция; для второй, напротив, — принцип логической дизъюнк­ции, отношение «или — или», которое обозначалось им как корреляция. Первый тип отношений характеризовал речь, процесс, второй — систему языка. Одна и та же сущность, входя в систему языка, осуществляет как её член функцию дизъюнкции, но, входя в текст, проявляет иную функцию — конъюнк­ции. В тексте языковые единицы сосуществуют, в системе — образуют парадигмы. Для понима­ния языка как знаковой системы особого рода (см. Знаковые теории языка) важно, следо­ва­тель­но, понимание двойной структурации её единиц — в парадигматике и в синтагматике. Теория Ельмслева давала противоречивый ответ на вопрос о том, какой из установленных типов отношений «первичен», поскольку, по его мнению, хотя рассмотрение языковых функций свиде­тель­ству­ет на первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему, в действительности он просто невозможен, если за ним не стоит определённая систе­ма, — её существование оказывается, таким образом, необхо­ди­мой предпо­сыл­кой процесса. В связи с этим соотноси­тель­ное опреде­ле­ние синтагма­ти­ки и парадигма­ти­ки принад­ле­жит к одному из самых сложных теоретических вопросов лингвистики. Приня­тое Ельмслевом противо­по­став­ле­ние переносилось далее и на противо­по­став­ле­ние морфологии, носящей преиму­ще­ствен­но парадигма­ти­че­ский характер, синтаксису, который синтагма­ти­чен, и многие структуралисты (см. Структурная лингви­сти­ка) признавали основа­тель­ность подоб­ной дифферен­ци­а­ции этих дисциплин и, главное, методов их изучения. Пражская лингвистическая школа выступала против подобного отождествления парадигма­ти­че­ских зависимостей с морфологией, а синтагма­ти­че­ских — с синтаксисом, а её представители подчёркивали, что синтагматика и парадигма­ти­ка выявляются во всех слоях языка. В «Тезисах Пражского лингви­сти­че­ско­го кружка» вполне отчёт­ли­во выделено в качестве особой задачи изучение синтагма­ти­че­ской деятельности как лежащей в основе возникновения сочетания слов и такого её отдель­но­го «синтагма­ти­че­ско­го действия», как предикация.

В работах дескриптивистов (см. Дескриптивная лингвистика), в полном соответствии с постула­та­ми этой школы, синтагма­ти­ка занимала ведущее место, и не случайно принципы дистрибутивного анализа разрабатывались именно дескриптивистами. Основным объектом лингвистического анализа они считали членение высказывания на всё менее протяженные единицы (вплоть до фонемы), исходя из положения, что любая единица более высокого уровня складывается из единиц нижележащего: фонема — из дифференциальных признаков, морфема — из фонем, слово — из морфем и т. п. Но, по утверждению Э. Бенвениста, функция единиц определяется не только их способностью разлагаться на единицы, между которыми имеют место дистрибутивные отношения, но и способностью единиц нижележащего уровня выступать в качестве строительного материала для единиц вышележащего уровня. В этом случае синтагма­ти­че­ская последовательность создаёт при её образовании новое интегративное целое, свойства которого несводимы к свойствам его составных частей. Так, русская синтагма­ти­че­ская после­до­ва­тель­ность типа л-о, образуя слог, характеризуется новыми свойствами по сравнению, например, с последовательностью сл‑, а синтагма­ти­че­ская цепочка «с‑л‑о‑н», образуя корневую морфему, проявляет интегративные свойства (новое значение), невыводимые из свойств фонем /с/, /л/ и т. п. Признание этого положения сыграло важную роль в лингвистике, и уже у представителей лондонской школы появляется новый вариант классификации отношений, наблюда­е­мых между языковыми единицами. В каждом тексте разграничиваются: отношения единицы к другим единицам того же статуса и того же уровня (например, фонемы к фонеме же) и отношения этой единицы к единицам другого уровня (например, фонемы к морфеме). В свою очередь, только первые делятся на синтагма­ти­че­ские, проявляющиеся в совместной встреча­е­мо­сти единиц, и парадигма­ти­че­ские, прояв­ля­ю­щи­е­ся в их взаимо­за­ме­ни­мо­сти. Поскольку нали­чие этих двух типов не устанав­ли­ва­ет­ся в ходе собственно дистрибутив­но­го анализа, он явно недостаточен и для определения роли выявляемых синтагма­ти­че­ских связей и теоретически не оправдан. Сами же принципы синтагма­ти­че­ско­го анализа, особенно в фонологии, разраба­ты­ва­лись в лондонской школе весьма интенсивно и включали просоди­че­ские явления.

Поскольку синтагма­ти­че­ские отношения наблюдаются на разных уровнях строения языка, то в зависимости от выбранной единицы анализа синтагматика нередко понимается как часть соответ­ству­ю­щей уровневой дисциплины (фонетическая, фонологическая, морфологическая синтагматика), посвя­щён­ная описанию синтагма­ти­че­ских отношений в пределах данного уровня или исследуемой подсистемы (например, словообразовательная синтагматика).

Особенно важна сфера синтаксической синтагматики; Н. Ю. Шведова отметила, что законы и правила синтагматики действуют во всех сферах синтаксиса. Синтагматика представляет собой совокуп­ность правил сочетаемости единиц друг с другом в синтаксических конструкциях разной сложности и протяжённости: в сложном предложении при соединении простых предложений, в составе простого — при объединении сказуемого с подлежащим и т. п. Изучение синтагма­ти­че­ских отношений в синтаксисе оказало заметное влияние на анализ аналогичных отношений в производных и сложных словах и повлекло за собой появление понятия внутреннего (синтагма­ти­че­ско­го) синтаксиса, а также постановку вопроса о правилах сочетаемости морфем разного типа в пределах одного деривата (см. Деривация). Значительную роль сыграло изучение синтагма­ти­че­ских характеристик слова и в лексике; в отличие от языковых единиц, носящих преимущественно парадигматический характер (морфема) или же чисто синтагма­ти­че­ский (предложение), слово рассматривается как единица, которой присущи и те и другие связи. А. А. Уфимцева подчёркивает, что наряду с парадигматической ценностью слово облада­ет другим видом реляционной значимо­сти — синтагма­ти­че­ской, неким смыслом, возникающим на основании индивидуального значения слов при их сочетаемости в линейном ряду. Изучение лекси­че­ской синтагматики является значи­тель­ным достижением советского языкознания, и описание синтагма­ти­ки слова составляет важный аспект определения его лексического значе­ния.

Е. С. Кубрякова.