Лингвистический энциклопедический словарь

Сказу́емое —

один из двух главных членов предложения, в котором выражается сообщаемое; соотносится с подлежащим и связано с ним предикативным отношением (см. Предикат, Предложение). Домини­ру­ю­щий элемент (обычно глагол) состава сказуемого (сказуемое и зависимые от него дополнения, определения и обстоятельства). В сказуемом выражены основные категории предло­же­ния — время и модальность, поэтому сказуемое (или его аналог) составляет обяза­тель­ный минимум предложения, которое может не иметь подлежащего. Сказуемое — конституирующий член предложения (номина­ли­за­ция базируется на нём: «Друзья встретились первого мая» → «первомайская встреча друзей»). Центральность сказуемого в рамках предложения как коммуникативной единицы обуслов­ле­на именно тем, что в классическом случае в сказуемом выражается сообщаемое. Формально сказуемое зависит от подлежащего, согласуясь с ним в лице и числе, а иногда и в роде (формы зависимости определяются конкретными языками). Тем самым сказуемое совмещает в себе грамматические категории двух типов — синтагматического (согласовательного) и парадигма­ти­че­ско­го (обще­пред­ло­жен­че­ские значе­ния времени и модаль­но­сти). Подлежащее домини­ру­ет с точки зрения формы (задаёт сказуемому согласовательные категории), а сказуемое — с точки зрения функции.

Между сказуемым и подлежащим имеется также семантическое согласование, которое опреде­ля­ет­ся подлежащим (шире — субъектом); например, если подлежащее называет конкретный предмет, сказуемое может обозначать его физическое качество, состояние, функцию, действие и др., если подлежащее называет событие, сказуемое может означать способ его реализации, локальные и темпораль­ные характе­ри­сти­ки, отношение к другим событиям и пр.

К сказуемому предъявляется также требование относительной семантической полно­цен­но­сти, что создаёт трудности при определении его объёма. Фазисные, модальные, полусвязочные, а также семанти­че­ски неполноценные глаголы, входящие в перифразы (типа «производить работу», «вести расследование»), принято объединять с зависимым от них полнозначным словом в один член предло­же­ния — сказуемое, например: «Мальчик / умеет писать», «Лётчик / совершил посадку». По мере нарастания значимости глагола усиливаются колебания в определении границы сказуемого. В предло­же­ни­ях типа «Мы намеревались принять участие в дискуссии» сказуемое совпадает с соста­вом сказу­е­мо­го, внутри которого происходит поляризация грамматических значений, сосредо­то­чен­ных в формаль­но управля­ю­щем, но семантически неполно­цен­ном компоненте (глаголе), и лексических значений, отодви­ну­тых на периферию состава сказуемого.

В языках с развитой системой морфологических классов части речи, выражающие значение динами­че­ско­го и стати­че­ско­го признака (глаголы и прилагательные), предназначены для выполнения функции сказуемого, определившей формирование не только их семантики, но и их морфологических категорий. Различаются глагольные (личный глагол или глагольное словосочетание) и составные именные сказуемые (связочный глагол или нулевая связка в соединении с существительным, прилага­тель­ным, предикативом, числительным, посессивом, обстоятельств, оборотом и т. п.).

Поскольку предикативное отношение является наиболее свободной синтаксической связью, пози­цию сказуемого могут занимать разно­образ­ные формы слов, словосочетаний и даже предложений, удовле­тво­ря­ю­щих своим содержанием функции сообщаемого, например: «Работы (было) по горло», «Терпение было на исходе», «Пирог — язык проглотишь», «Помощников — раз, два и обчёлся». Сказуемое соотносительно с ремой и предикатом: сказуемое принадлежит грамматическому аспекту предложения, предикат — логическому (связанному с формами мышления), рема — коммуни­ка­тив­но­му. Совмещаясь в классическом случае («Пётр весел», «Дети поют»), эти категории могут выражаться разными членами предложения. Несовпадение сказуемого и ремы характерно для языков с развитым коммуникативным синтаксисом, пользующимся средствами просодии и порядка слов (см. Актуальное членение предложения). Так, в предложении «Поют дети» (ответ на вопрос «Кто поёт?») сказуемое («поют») соответствует теме сообщения, а подлежащее («дети») — реме. Ремой может стать любой элемент предложения, независимо от его семантической автономности, в т. ч. и часть сказуемого, сказуемым же признаётся только компонент (слово или сочетание слов), обладающий смысловой полноценностью. Членение предложения на тему и рему не выделяет в нём двух синтаксически и семантически связанных составов, в то время как состав сказуемого и состав подлежащего обладают внутренней связанностью. Предикат (в логическом смысле термина) может быть представлен в предложении только признаковым значением, тогда как сказуемое допускает любой вид информации. Обычно языки располагают техникой образования сказуемого разного информативного содержания, ср. неполнозначные глаголы «находиться» (где), «происходить» (где, когда), обеспечивающие позицию сказуемого обстоятельствам места и времени. Степень совпадения или расхождения сказуемого, ремы и предиката во многом определяет синтаксическую типологию языков.

Н. Д. Арутюнова.