Лингвистический энциклопедический словарь

Дополне́ние —

член предложения, выраженный именем существительным и обозначающий предмет (объект), отражающий на себе действие глагольного признака или служащий его орудием. Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение обозначает объект, непосредственно охваченный действием. Критерии его выделения в разных языках различ­ны. В русском языке выражается винительным падежом без предлога, сочетается только с переходными глаголами. В зависимости от характера действия такой объект может быть внешним (неизменным): «купить дом», «бросить камень», и внутренним (резуль­та­тив­ным): «строить дом», «раздробить камень». Разно­вид­ность внутреннего объекта — объект содержа­ния («родственное допол­не­ние», figura etymologica), т. е. объект, как бы извлекаемый из самого действия: «думать думу», «кликать клич», «горе горевать». Объект, обозна­ча­ю­щий предмет речи, мысли, восприятия («сообщать известие», «замышлять преступление», «видеть корабль»), называется делиберативным.

Косвенное дополнение выражается существительным в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. С понятием косвенного дополнения связано представление об объекте, затронутом действием не прямо (ср. «сообщить новости» и «...о новостях») и не полностью, а частично (ср. «выпить воду» и «...воды»). С косвенным дополнением может быть связано также представление о меньшей определённости объекта (ср.: «ждать поезда» в отличие от «ждать поезд») и о его своеобразной активности (ср.: «испугаться собаки», «радоваться за сына», где объект определённым образом стимулирует деятельность субъекта). В классической лингви­сти­ке понятием косвенного дополнения охватываются разнообразные виды объектных значений. В частности, различаются объекты, на которые нацелено действие («просить хлеба», «доби­вать­ся успеха») и от которых оно отправляется или уклоняется («лишиться наследства», «избежать ссоры»); объекты-адресаты («улыбнуть­ся ребёнку», «помочь соседу»); объекты-орудия («жать серпом», «покорить красотой»). В структуре высказывания все виды объектов в принципе совместимы и иерархически упорядочены: «рассказать друзьям (О — адресат) правду (делиберативный прямой О) о войне (делиберативный косвенный О) словами очевидца (орудий­ный косвенный О)», причём одни объекты связаны с глаголом как ядром сообщения более обязательной, другие — менее обязательной связью.

Разновидностью дополнения иногда считается член предложения, выраженный инфини­ти­вом и обозна­ча­ю­щий зависимый глагольный признак («надеяться отдохнуть», «обещать помочь», «бояться ошибиться», «убедить остаться»). При ещё более широком понимании дополнения под него подводятся также разнообразные виды придаточных предложений, связанных с главными изъяснительными отношениями («Хочу, чтобы мне помогли», «Знаю, что мне помогут», «Боюсь, как бы не ошибиться»). В школьных грамматиках наряду с глагольными дополнениями выделяются приименные дополнения, которые в большинстве случаев являются производными от глагольных, ср.: «читать книгу» и «чтение книги», «любить родину» и «любовь к родине», «жаждать славы» и «жажда славы», «наполнить содержанием» и «наполненный содержанием».

И. Н. Кручинина.