Лингвистический энциклопедический словарь

Обстоя́тельство —

зависимая синтаксическая позиция в составе словосочетания или предложения; словоформа с призна­ко­вым значением, занимающая данную позицию. Обстоя­тель­ство характеризует действие или состоя­ние со стороны условий осуществления, а также определяет активный или пассивный признак в каче­ствен­ном либо в количественном отношении. Обстоя­тель­ство выражается наречиями, равноценными наречию фразеологическими оборотами, деепри­ча­с­ти­я­ми, существи­тель­ны­ми в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, инфинитивом. Обстоя­тель­ство может относиться к предложению в целом («Сейчас лето») или к отдельному слову (глаголу, прилагательному, наречию), соединяясь с последним связью примыкания («идти пешком», «слишком веселый») или управления, преимущественного слабого («стоять у стола», «заплакать от радости»).

По значению обстоя­тель­ства разделяются на: обстоя­тель­ства места, характеризующие действие или событие в целом по местонахождению, направлению, начальному и конечному пунктам движения («наверху», «к столу», «до города» и т. п.); обстоя­тель­ства времени, указывающие на время события, действия или сообщающие ему общую темпоральную ориента­цию («вчера», «каждый год»); обстоя­тель­ства причины, определяющие мотивы действия («от радости», «из деликатности», «по причине болезни»); обстоя­тель­ства цели («в интересах мира», «во имя жизни»; специфический способ выра­же­ния — инфинитив: «сесть поработать»); обстоя­тель­ства условия («при условии хорошей погоды»); обстоя­тель­ства уступки, характе­ри­зу­ю­щие действие по обратному результату («несмотря на стара­ния», «вопреки просьбам»); обстоя­тель­ства образа действия, определяющие активный (глаголь­ный) или пассивный (именной) признак качественно или количе­ствен­но («усиленно работать», «весьма учёный»); обстоя­тель­ства образа действия могут нести в себе элементы сравнения («стоять стеной»), результативности («вытереть насухо»), указывать на орудие («ехать поездом»), на сопут­ству­ю­щие действия («лежать с закрытыми глазами»).

И. Н. Кручинина.