оригинальная иероглифическая письменность майя (см. Майя-киче языки). Известны памятники первых веков н. э. Предполагается, что М. п. берёт начало от так называемой ольмекской культуры. Подтверждением этому служат система записи цифр и очевидное сходство отдельных иероглифов на ольмекских памятниках. Просуществовало до запрещения в 16 в. испанской церковью. Книги майя были уничтожены. Ныне известны только 4 рукописи: дрезденская («Дрезденский кодекс», обнаружен в Вене в 1739, находится в Дрездене, мадридская («Кодекс Тро-Кортезианус», представляющий собой отрывки из двух манускриптов, найден во 2‑ой половине 19 в. в Мадриде, хранится там же), парижская («Кодекс Пересианус», состоящий также из двух отрывков, найден в Париже в 1859, хранится там же) и Рукопись Гролье (опубликована в 1973 американским археологом М. Д. Ко, хранится в Нью-Йорке). Сохранилось также значительное количество надписей на камне в руинах городов Майя, многие из них носят следы умышленных повреждений.
Книги майя представляют собой полосу бумаги, сделанную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Обе стороны полосы покрывались белой известью. Иероглифические знаки выводились кисточками. Рядом с письменами располагались разноцветные рисунки. Манускрипт снабжался деревянной или кожаной обложкой. Надписи на камне делались лапидарным шрифтом, значительно отличавшимся от иератического шрифта рукописей. В М. п. употреблялись фонетические знаки (алфавитные и слоговые), идеографические (обозначающие целые слова) и ключевые (поясняющие значения слов, но не читающиеся). Всего выявлено около 300 знаков. Язык иероглифических текстов значительно отличается (произношение, словарь, грамматика) от живого языка майя 16—17 вв. Иероглифические тексты и надписи майя до сих пор полностью не переведены. Первые попытки расшифровать М. п. относятся к середине 19 в. В середине 1950‑х—60‑х гг. большой вклад в дешифровку М. п. внёс советский учёный Ю. В. Кнорозов.
Г. В. Степанов.