Лингвистический энциклопедический словарь

Фоне́тика

(от греч. φωνητικός — звуковой, голосовой) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Современная фонетика различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвисти­че­ский), артикуля­тор­ный, акустический и перцептивный. Фонетика связана с такими нелингви­сти­че­ски­ми дисципли­на­ми, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и акустика речи — с другой. Как и языкознание в целом, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятель­ность является частью психической деятель­но­сти человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элемен­ты языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представи­тель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка. Данные современ­ной акустики речи свиде­тель­ству­ют о том, что элементы членения звуковой после­до­ва­тель­но­сти, осуществлённого самыми совершен­ны­ми акустическими методами, не совпадают со звуками речи как реализациями фонем.

В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонети­ку и фонологию. Разделе­ние их на два само­сто­я­тель­ных раздела языкознания многие современные языковеды считают неправо­мер­ным.

Выделяют общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонети­ка изуча­ет общие условия звуко­обра­зо­ва­ния, исходя из возможностей произно­си­тель­но­го аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования необходимой при артикуляции согласного преграды для выходя­щей из лёгких струи воздуха), а также анализирует акусти­че­ские особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики, например наличие или отсутствие основного тона голоса (нулевой форманты) при произнесении разных типов согласных, разное положение формант при образовании гласных. Строятся универсальные классификации звуков речи (гласных и согласных), которые основа­ны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках, а также классификацию по диффе­рен­ци­аль­ным признакам. Общая фонетика изучает также законо­мер­но­сти сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой (разного вида аккомодация или ассими­ля­ция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обуслов­ли­ва­ю­щие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение и сингармонизм. Она изучает средства, которые используются для интонации: высоту основного тона голоса, силу (интенсив­ность), длитель­ность отдельных частей предложения, скорость их произнесения (темп), паузы и тембр.

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному конкрет­но­му языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выпол­ня­ют. Частная фонетика может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической, или диахронической (см. Диахрония), изучающей эволюцию звукового строя данного языка или группы языков.

Фонетический и фонологический аспекты представляют в частной фонетике единое целое, так как все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы языка.

В фонетике широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом исполь­зу­ют­ся особые приборы, эти методы называются также инструментальными. К ним относят­ся: палатография (статическая и динамическая), при помощи которой устанав­ли­ва­ют­ся места соприкосновения языка с нёбом при звуко­обра­зо­ва­нии, тензопалатография для измерения силы артикуляции, рентгенография, позво­ля­ю­щая видеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография, позво­ля­ю­щая определять длитель­ность, высоту и интенсив­ность звуков, и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. В фонетике применяются, кроме того, различные методы изуче­ния восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фоно­ло­ги­че­ско­го истолкования этих явлений. В 80‑е гг. в фонетике стали использовать ЭВМ.

Фонетика имеет прикладное значение в разных областях: для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для диагностики исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные фонетики используются для проверки средств связи и для повышения их эффективности, а также для автоматического распо­зна­ва­ния речи.

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потреб­но­стя­ми обучения глухонемых (работы Х. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце 18 в. Х. Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине 19 в. Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звуко­обра­зо­ва­ния были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie» (1876; 2 изд. — под названием «Grundzüge der Phonetik», 1881). Важную роль в разви­тии фонетики сыграли книги Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона и других. В России значи­тель­ную роль в развитии общей фонетики сыграли труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учени­ков — В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы: именно Бодуэном де Куртенэ и Щербой было положено начало теории фонемы (фонологии). Большое значение имели работы А. И. Томсона («Общее языко­ве­де­ние», 1906). В советском языкознании широко разрабатываются проблемы общей и частной фонетики (рабо­ты Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и других).

Л. Р. Зиндер.