фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (например, в русском языке наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) и распределения длительностей. Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задаётся единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам (Л. А. Чистович). С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В акустическом сигнале «дыхательному импульсу» соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления («волна звучности»).
В языках мира проявляются следующие признаки слога как фонологической единицы:
а)ограниченность класса допустимых схем слога (например, в арабском языке допустимы лишь слоги вида «согласный + гласный» и «согласный + гласный + согласный»);
б)простая структура внутрислоговых консонантных сочетаний, соответствующая принципу «волны звучности» (например, в дагестанских языках в конце слога допускаются лишь сочетания «сонорный + шумный»);
в)наличие дистрибутивных ограничений, которые описываются в терминах слоговых позиций (например, в немецком языке звонкие шумные невозможны в конце слога);
г)компенсаторные отношения по длительности между гласным и конечнослоговым согласным (например, в шведском языке за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным — краткий согласный);
д)зависимость места ударения от количественной структуры слога (например, в латинском языке ударение падает на предпоследний слог, если он содержит долгий гласный или оканчивается на согласный, и на 2‑й слог от конца в прочих случаях);
е)наличие слоговой просодии — тональной или тембровой (например, слоговой сингармонизм по мягкости/твёрдости в праславянском языке);
ж)тенденция к корреляции слогоразделов и грамматических границ (её крайнее проявление — совпадение морфемы и слога, или моносиллабизм), такие морфолого-фонологические единицы называют силлабемами.
Большинство языков обнаруживает фонологические признаки слоговости; в таких языках звуковые цепи образованы соположением слоговых «квантов», имеющих чётко выраженную внутреннюю структуру, слогоделение здесь однозначно. К числу языков, в которых фонологические признаки слога отсутствуют, относится современный русский. Русские звуковые цепи основаны на чередовании вокалических «вершин» и консонантных «склонов», слогоразделы в интервокальных комплексах согласных неопределённы ввиду невыраженности дистрибутивных схем слога (о‑стрый/ос‑трый/ост‑рый). Существует также точка зрения, согласно которой слогоразделы в русском языке всегда проходят после гласных (Л. В. Бондарко).
При описании компонентной структуры слога консонантное начало (инициаль) обычно противопоставляется последующей части (рифме), которая далее расчленяется на ядро (вершину) и консонантный конец (финаль). Ядро слога может быть выражено гласным или сонантом (например, чеш. vr̥‑ba). Слог, имеющий начальный согласный, называется прикрытым, а не имеющий его — неприкрытым. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его — открытым. По количественной характеристике различают слоги сильные, или «тяжёлые» (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного + согласный), и слабые, или «лёгкие» (рифма состоит из краткого гласного).
С. В. Кодзасов.