минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами. Супрасегментные звуковые средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяжённости — такими, как слог, слово, синтагма.
Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие речи).
Артикуляционно все З. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные, различия между которыми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные движения при артикуляции согласных, размыкательные — при артикуляции гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции согласных, разлитое — при артикуляции гласных). Наиболее существенны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз или состояний речевого тракта — экскурсии, выдержки и рекурсии, где экскурсия — переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержка — нахождение органов в данном положении, а рекурсия — переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия — экскурсией следующего за ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в безударных слогах), тогда как для согласных отсутствие выдержки — признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).
Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая работа органов речи, создающая определённый акустический эффект. Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной произносительной единицы — слога, в пределах которого этот звук произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет произноситься с обязательным участием губ (их округлением и выпячиванием), а в слогах [sa], [sta] и т. д. — без этого участия. Огублённость [s] — результат активной подготовки артикулирующих органов к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t] значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают» полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.
С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при произнесении глухих взрывных — только импульсный, при произнесении звонких щелевых — голосовой и турбулентный и т. д. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и т. д.
Восприятие З. р. — сложная функция слуховой системы, осуществляющей и обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным признаком сонанта [l] — лишь его меньшая интенсивность по сравнению с соседним гласным.
Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных характеристиках, сколько на той фонологической организации, которая свойственна языку (см. Сегментация).
Л. В. Бондарко.