(от греч. τόνος — натяжение, напряжение) — наделённое значимостью контрастное варьирование высотно-мелодических голосовых характеристик при произнесении языковых единиц. В фонетическом отношении тон есть акустический коррелят физиологического действия — колебания голосовых связок, создающего эффект так называемого основного голосового тона (см. Фонетика, Гласные). В фонологическом отношении тон — одно из различительных звуковых средств, используемых для различения лексических и грамматических значений; ср. кит. шӣ 失 ‘терять’ — ши́ 十 ‘десять’ — шѝ 事 ‘дело’— ши̌ 史 ‘история’, нуэр (нилотский язык) lèi ‘животное’ — мн. ч. léi. Не все языки обладают тоном как фонологической категорией; те языки, которые его имеют, называются тональными (таковы многие языки Юго-Восточной Азии, Африки, Америки). При распознавании тона в речи важны не абсолютные, а относительные акустические характеристики.
Тон, как и ударение, принадлежит к суперсегментному уровню звукового строя языка, но между ними есть существенные различия. Главное из них — невозможность нескольких ударений в слове, в то время как для тона это естественно, поскольку тон не выполняет кульминативной функции. Физический носитель тона — слогообразующий элемент (преимущественно гласный); функциональный носитель — слог, поэтому в многосложных словах каждый слог имеет тон. Слово, выступающее как минимальный функциональный носитель ударения, служит для тона минимальной и достаточной областью его синтагматической (см. Синтагматика) идентификации. Тон, рассматриваемый на уровне фразы, есть интонация. В языках слогового строя, где морфема обычно совпадает со слогом, функциональным носителем тона можно считать силлабоморфему (таковы многие языки изолирующего типа). Тон и ударение редко совмещаются в системе одного языка, а если это есть, то язык, вероятнее всего, находится в переходном состоянии от тонального к акцентному. Такое положение, по-видимому, наблюдается в некоторых языках банту. Особый случай — так называемые слоговые акценты (слоговые интонации), например в скандинавских, балтийских, сербскохорватском языках, относящихся к типу акцентных. Здесь нет тона, а есть лишь тоническое (мелодическое) варьирование ударения, обладающего также признаком интенсивности, ср. сербскохорв. се̍ла, ‘сёла’ — сѐла (род. п. ед. ч. от ‘село’), мла̂д ‘молодой’ — мла́да ‘молодая’. Иногда термин «слоговые акценты» употребляют как синоним термина «тон» применительно к тональным языкам, но такое употребление нежелательно, так как происходит смешение тона и ударения.
Тон традиционно относится к области фонологии или акцентологии, но с середины 20 в. всё чаще говорят о тонологии как особой дисциплине, отличной от акцентологии, которая в этом случае сводится к изучению ударения и образует вместе с тонологией подраздел в составе просодемики. Для тонологии вводится собственная единица — тонема, представляющая собой обобщение высотно-мелодических характеристик слога. Дефиниционно тонема — единица того же порядка, что фонема, и, подобно ей, может описываться с помощью различительных признаков и с учётом позиционного варьирования. Универсальная система из семи различительных признаков предложена У. Уангом (1967), с их помощью различаются 13 возможных тонов. Основное различие — между ровными (регистровыми) и скользящими (контурными) тонами. Ровный тон не меняет высотного уровня на протяжении слога, контурный меняет. Языки различаются по преобладанию тех или других. В языках, предпочитающих регистровые тоны, контурные тоны могут трактоваться (К. Л. Пайк) как комбинации ровных. Для ровных тонов максимальное число значимых уровней (регистров) — 4 (высокий тон, два средних и низкий тон); обычно в языках представлена система из 2—3 уровней. Для контурных тонов, кроме регистра, существенный различительный признак — характер движения тона: однонаправленность (восходящий, нисходящий) — разнонаправленность (восходяще-нисходящий, или выпуклый, — нисходяще-восходящий, или вогнутый, циркумфлексный). Ср. в китайском ма̄ 媽 ‘мать’ (ровный тон, высший регистр), на́нь 南 ‘юг’ (восходящий тон, от среднего регистра к высшему), лѝ 立 ‘стоять’ (нисходящий тон, от высшего регистра к низшему), се̌ 寫 ‘писа́ть’ (нисходяще-восходящий тон, от низкого регистра к низшему и затем к высокому). В некоторых языках, например вьетнамском, для опознавания тона (их здесь 6) важны и другие различительные признаки (интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки).
Различительные признаки тонем взаимодействуют с различительными признаками фонем: между ними возможны амбинаправленные воздействия, служащие источником позиционного варьирования тех и других. Так, во вьетнамском языке резко-нисходящий тон воздействует на первую форманту гласных, повышая её (т. е. увеличивая их открытость), ср. F1[e] = 493 Гц (при ровном тоне), F1′[e] = 636 Гц (при резко-нисходящем тоне), Δ F1′F1) = 143 Гц (по данным М. С. Хэм). С другой стороны, характер согласных небезразличен для реализации тона; например, во многих языках отмечено понижающее воздействие звонких смычных и повышающее — глухих, что отражается на протекании ассимиляционных процессов между смежными тонемами, либо способствуя им, либо препятствуя. Установлено также, что тоновысотные различия могут исторически восходить к различию согласных по глухости — звонкости, которые исчезли либо изменили свое качество; некоторые тоны произошли из былой гортанной смычки. Исследуется также возможная генетическая связанность тона с длительностью гласных.
Синтагматика тонов обнаруживает процессы ассимиляции — вертикальной (ср. в мбуи «низкий тон + высокий тон» → «средний тон + высокий тон») и горизонтальной (ср. в гуари «низкий тон + высокий тон» → «низкий тон + восходящий тон», т. е. Н + В → Н + Н͡В), упрощения (изменение контурных тонов в ровные). Языки с регистровыми тонами обнаруживают два синтагматических типа в зависимости от характера тонового контура фразы: дискретно-уровневый и террасированный (У. Э. Уэлмерс, 1959). Первый тип охватывает языки, в которых каждый тон имеет неизменный уровень (или узкую область отклонений), так что высокий всегда выше среднего, средний выше низкого. В языках второго типа, вследствие смещения высокого тона в последовательностях В + Н + В (второй В произносится ниже, чем первый В) и так называемого тонового перепада (компенсаторного смещения в результате выпадения слога), общий контур фразы оказывается ступенчатым, каждый последующий высокий тон реализуется ниже, чем предыдущий, так что конечный высокий может оказаться на низшем регистре.
С 70‑х гг. 20 в. вопросы теории, типологии, истории и генезиса тоновых систем находятся в центре внимания фонологов многих стран, в т. ч. СССР (работы М. В. Гординой, М. К. Румянцева, М. И. Каплуна, В. А. Дыбо, Вяч. Вс. Иванова); основы советской тонологии заложены Е. Д. Поливановым.
В. А. Виноградов.