Лингвистический энциклопедический словарь

Тон

(от греч. τόνος — натяжение, напряжение) — наделённое значимостью контрастное варьи­ро­ва­ние высотно-мелодических голосовых характе­ри­стик при произнесении языковых единиц. В фонети­че­ском отношении тон есть акустический коррелят физио­ло­ги­че­ско­го действия — колебания голосовых связок, создающего эффект так называ­е­мо­го основного голосового тона (см. Фонетика, Гласные). В фоно­ло­ги­че­ском отношении тон — одно из различи­тель­ных звуковых средств, исполь­зу­е­мых для разли­че­ния лексических и граммати­че­ских значений; ср. кит. шӣ ‘терять’ — ши́ ‘десять’ — шѝ ‘дело’— ши̌ ‘история’, нуэр (нилотский язык) lèi ‘животное’ — мн. ч. léi. Не все языки обладают тоном как фоно­ло­ги­че­ской категорией; те языки, которые его имеют, называются тональными (таковы многие языки Юго-Восточной Азии, Африки, Америки). При распознавании тона в речи важны не абсолютные, а относи­тель­ные акустические характе­ри­сти­ки.

Тон, как и ударение, принадлежит к суперсегментному уровню звукового строя языка, но между ними есть существенные разли­чия. Главное из них — невозможность нескольких ударений в слове, в то время как для тона это естественно, поскольку тон не выполняет кульминативной функции. Физи­че­ский носитель тона — слогообразующий элемент (преиму­ще­ствен­но гласный); функцио­наль­ный носи­тель — слог, поэтому в много­слож­ных словах каждый слог имеет тон. Слово, выступающее как минималь­ный функциональный носитель ударения, служит для тона минималь­ной и достаточной областью его синтагматической (см. Синтагматика) идентификации. Тон, рассма­три­ва­е­мый на уровне фразы, есть интонация. В языках слогового строя, где морфема обычно совпадает со слогом, функцио­наль­ным носителем тона можно считать силлабоморфему (таковы многие языки изолирующего типа). Тон и ударение редко совмещаются в системе одного языка, а если это есть, то язык, вероятнее всего, находится в переходном состоянии от тонального к акцентному. Такое положение, по-видимому, наблюдается в некоторых языках банту. Особый случай — так называемые слоговые акценты (слого­вые интонации), например в скандинавских, балтийских, сербско­хор­ват­ском языках, относя­щих­ся к типу акцентных. Здесь нет тона, а есть лишь тоническое (мелодическое) варьирование ударе­ния, обладающего также признаком интенсивности, ср. сербскохорв. се̍ла, ‘сёла’ — сѐла (род. п. ед. ч. от ‘село’), мла̂д ‘молодой’ — мла́да ‘молодая’. Иногда термин «слоговые акценты» употребляют как синоним термина «тон» применительно к тональным языкам, но такое употребление нежелательно, так как происходит смешение тона и ударения.

Тон традиционно относится к области фонологии или акцентологии, но с середины 20 в. всё чаще говорят о тонологии как особой дисциплине, отличной от акцентологии, которая в этом случае сводит­ся к изучению ударения и образует вместе с тонологией подраздел в составе просодемики. Для тонологии вводится собственная едини­ца — тонема, представляющая собой обобщение высотно-мелодических характе­ри­стик слога. Дефиниционно тоне­ма — единица того же порядка, что фонема, и, подобно ей, может описываться с помощью различи­тель­ных призна­ков и с учётом позиционного варьи­ро­ва­ния. Универсаль­ная система из семи различи­тель­ных призна­ков предложена У. Уангом (1967), с их помощью различаются 13 возможных тонов. Основное разли­чие — между ровными (регистро­вы­ми) и скользящими (контурными) тонами. Ровный тон не меняет высотного уровня на протяжении слога, контурный меняет. Языки различаются по преобладанию тех или других. В языках, предпо­чи­та­ю­щих регистровые тоны, контурные тоны могут трактоваться (К. Л. Пайк) как комбина­ции ровных. Для ровных тонов максимальное число значимых уровней (регистров) — 4 (высокий тон, два средних и низкий тон); обычно в языках представлена система из 2—3 уровней. Для контурных тонов, кроме регистра, существенный различи­тель­ный признак — харак­тер движения тона: одно­на­прав­лен­ность (восходящий, нисхо­дя­щий) — разно­на­прав­лен­ность (восходяще-нисходя­щий, или выпук­лый, — нисхо­дя­ще-восходя­щий, или вогнутый, циркумфлекс­ный). Ср. в китайском ма̄ ‘мать’ (ровный тон, высший регистр), на́нь ‘юг’ (восходящий тон, от среднего регистра к высшему), лѝ ‘стоять’ (нисходящий тон, от высшего регистра к низшему), се̌ ‘писа́ть’ (нисходяще-восходящий тон, от низкого регистра к низшему и затем к высокому). В некоторых языках, например вьетнамском, для опознавания тона (их здесь 6) важны и другие различи­тель­ные признаки (интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки).

Различительные признаки тонем взаимодействуют с различи­тель­ными признаками фонем: между ними возможны амбинаправленные воздействия, служащие источником позиционного варьирования тех и других. Так, во вьетнамском языке резко-нисходящий тон воздействует на первую форманту гласных, повышая её (т. е. увеличивая их открытость), ср. F1[e] = 493 Гц (при ровном тоне), F1′[e] = 636 Гц (при резко-нисходящем тоне), Δ F1′F1) = 143 Гц (по данным М. С. Хэм). С другой стороны, харак­тер согласных небезразличен для реализации тона; например, во многих языках отмечено пони­жа­ю­щее воздействие звонких смычных и повы­ша­ю­щее — глухих, что отражается на протекании ассими­ля­ци­он­ных процессов между смежными тонемами, либо способствуя им, либо препятствуя. Установлено также, что тоновысотные разли­чия могут истори­че­ски восходить к разли­чию согласных по глухо­сти — звонкости, которые исчезли либо изменили свое качество; некоторые тоны произошли из былой гортан­ной смычки. Иссле­ду­ет­ся также возможная генетическая связанность тона с длительностью гласных.

Синтагматика тонов обнаруживает процессы ассимиляции — вертикальной (ср. в мбуи «низкий тон + высокий тон» → «средний тон + высокий тон») и горизонтальной (ср. в гуари «низкий тон + высокий тон» → «низкий тон + восходящий тон», т. е. Н + В → Н + Н͡В), упрощения (изменение контурных тонов в ровные). Языки с регистровыми тонами обнаруживают два синтагматических типа в зависимости от харак­те­ра тонового контура фразы: дискретно-уровневый и террасированный (У. Э. Уэлмерс, 1959). Первый тип охватывает языки, в которых каждый тон имеет неизменный уровень (или узкую область отклонений), так что высокий всегда выше среднего, средний выше низкого. В языках второго типа, вследствие смещения высокого тона в последовательностях В + Н + В (второй В произно­сит­ся ниже, чем первый В) и так называемого тонового перепада (компен­са­тор­но­го смещения в результате выпаде­ния слога), общий контур фразы оказы­ва­ет­ся ступенчатым, каждый последующий высокий тон реали­зу­ет­ся ниже, чем предыдущий, так что конечный высокий может оказаться на низшем регистре.

С 70‑х гг. 20 в. вопросы теории, типологии, истории и генезиса тоновых систем находятся в центре внимания фонологов многих стран, в т. ч. СССР (работы М. В. Гординой, М. К. Румянцева, М. И. Каплуна, В. А. Дыбо, Вяч. Вс. Иванова); основы советской тонологии заложены Е. Д. Поливановым.

В. А. Виноградов.