1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых — синтагматических — отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике; 2) синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку синтагматика рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте; 3) реже — учение о синтагме, чаще — учение о синтагматических типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали»).
Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в современном языкознании, в зависимости от выбранных единиц анализа, говорят о синтагматике как части соответствующей уровневой дисциплины и выделяют синтагматику фонетическую, фонологическую, морфологическую, лексическую и т. п.
Выделение синтагматических отношений связывают обычно с именем Ф. де Соссюра, но в отечественном языкознании задолго до этого И. А. Бодуэн де Куртенэ описывал их в терминах отношений рядоположения (Nebeneinander), а Н. В. Крушевский — в виде отношений по смежности. По мнению де Соссюра, из двух типов отношений, определяющих систему языка и его состояние в каждый момент его существования, — синтагматических и ассоциативных (позднее названных парадигматическими) — первые непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и свойстве её протяжённости, однонаправленности, последовательности. Благодаря этому элементы, следуя один за другим, образуют определённую языковую цепочку, последовательность — синтагму, внутри которой составляющие её элементы вступают в синтагматические отношения. Они характеризуют связи следующих друг за другом единиц и определяются их контрастом; языковой элемент может поэтому противопоставляться либо предшествующему, либо следующему за ним, либо и тому и другому одновременно. Для выявления этих отношений разрабатываются специальные процедуры сегментации, или членения текста (речи), позволяющие отличить и отделить одну единицу от другой на основании свойства ее повторяемости и контраста с соседними единицами. Поскольку почти все языковые единицы находятся в зависимости либо от того, что их окружает в потоке речи, либо от тех частей, из которых они состоят сами, развитие процедур синтагматического анализа идёт по двум разным линиям: с первым свойством связаны методика валентностного анализа (см. Валентность) и — шире — свойства сочетаемости языковых единиц, со вторым — понятия и методика дистрибутивного анализа.
Процедуры синтагматического анализа состоят, по де Соссюру, прежде всего из приёмов членения языковых последовательностей и определения их состава, а также особых способов обнаружения влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия, причём особенно чётко это проявляется в фонологии и морфологии, а также в морфонологии. Синтагматический анализ направлен на установление отношения «состоять/складываться из» и на описание его результатов в однородных терминах. Поскольку в каждой языковой последовательности обнаруживается определённый порядок следования элементов, один из этапов анализа связан также с установлением последовательности расположения единиц и определением неких абстрактных или конкретных позиций, закреплённых за той или иной составляющей синтагмы. Единицы, способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой последовательности, а также выступать в качестве взаимозаменимых субститутов, считаются входящими в один парадигматический ряд. Но из этого следует, что к понятию парадигматических отношений можно прийти не независимо от синтагматических, как полагал де Соссюр, а, напротив, как бы совместить один анализ с другим; в такой плоскости вопрос о соотношении синтагматики и парадигматики был впервые поставлен Л. Ельмслевом.
В работах Ельмслева синтагматика противопоставлялась парадигматике на основании логических принципов их организации: для первой постулировался принцип логической конъюнкции, отношение «и — и», которое обозначалось им как реляция; для второй, напротив, — принцип логической дизъюнкции, отношение «или — или», которое обозначалось им как корреляция. Первый тип отношений характеризовал речь, процесс, второй — систему языка. Одна и та же сущность, входя в систему языка, осуществляет как её член функцию дизъюнкции, но, входя в текст, проявляет иную функцию — конъюнкции. В тексте языковые единицы сосуществуют, в системе — образуют парадигмы. Для понимания языка как знаковой системы особого рода (см. Знаковые теории языка) важно, следовательно, понимание двойной структурации её единиц — в парадигматике и в синтагматике. Теория Ельмслева давала противоречивый ответ на вопрос о том, какой из установленных типов отношений «первичен», поскольку, по его мнению, хотя рассмотрение языковых функций свидетельствует на первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему, в действительности он просто невозможен, если за ним не стоит определённая система, — её существование оказывается, таким образом, необходимой предпосылкой процесса. В связи с этим соотносительное определение синтагматики и парадигматики принадлежит к одному из самых сложных теоретических вопросов лингвистики. Принятое Ельмслевом противопоставление переносилось далее и на противопоставление морфологии, носящей преимущественно парадигматический характер, синтаксису, который синтагматичен, и многие структуралисты (см. Структурная лингвистика) признавали основательность подобной дифференциации этих дисциплин и, главное, методов их изучения. Пражская лингвистическая школа выступала против подобного отождествления парадигматических зависимостей с морфологией, а синтагматических — с синтаксисом, а её представители подчёркивали, что синтагматика и парадигматика выявляются во всех слоях языка. В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» вполне отчётливо выделено в качестве особой задачи изучение синтагматической деятельности как лежащей в основе возникновения сочетания слов и такого её отдельного «синтагматического действия», как предикация.
В работах дескриптивистов (см. Дескриптивная лингвистика), в полном соответствии с постулатами этой школы, синтагматика занимала ведущее место, и не случайно принципы дистрибутивного анализа разрабатывались именно дескриптивистами. Основным объектом лингвистического анализа они считали членение высказывания на всё менее протяженные единицы (вплоть до фонемы), исходя из положения, что любая единица более высокого уровня складывается из единиц нижележащего: фонема — из дифференциальных признаков, морфема — из фонем, слово — из морфем и т. п. Но, по утверждению Э. Бенвениста, функция единиц определяется не только их способностью разлагаться на единицы, между которыми имеют место дистрибутивные отношения, но и способностью единиц нижележащего уровня выступать в качестве строительного материала для единиц вышележащего уровня. В этом случае синтагматическая последовательность создаёт при её образовании новое интегративное целое, свойства которого несводимы к свойствам его составных частей. Так, русская синтагматическая последовательность типа л-о, образуя слог, характеризуется новыми свойствами по сравнению, например, с последовательностью сл‑, а синтагматическая цепочка «с‑л‑о‑н», образуя корневую морфему, проявляет интегративные свойства (новое значение), невыводимые из свойств фонем /с/, /л/ и т. п. Признание этого положения сыграло важную роль в лингвистике, и уже у представителей лондонской школы появляется новый вариант классификации отношений, наблюдаемых между языковыми единицами. В каждом тексте разграничиваются: отношения единицы к другим единицам того же статуса и того же уровня (например, фонемы к фонеме же) и отношения этой единицы к единицам другого уровня (например, фонемы к морфеме). В свою очередь, только первые делятся на синтагматические, проявляющиеся в совместной встречаемости единиц, и парадигматические, проявляющиеся в их взаимозаменимости. Поскольку наличие этих двух типов не устанавливается в ходе собственно дистрибутивного анализа, он явно недостаточен и для определения роли выявляемых синтагматических связей и теоретически не оправдан. Сами же принципы синтагматического анализа, особенно в фонологии, разрабатывались в лондонской школе весьма интенсивно и включали просодические явления.
Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на разных уровнях строения языка, то в зависимости от выбранной единицы анализа синтагматика нередко понимается как часть соответствующей уровневой дисциплины (фонетическая, фонологическая, морфологическая синтагматика), посвящённая описанию синтагматических отношений в пределах данного уровня или исследуемой подсистемы (например, словообразовательная синтагматика).
Особенно важна сфера синтаксической синтагматики; Н. Ю. Шведова отметила, что законы и правила синтагматики действуют во всех сферах синтаксиса. Синтагматика представляет собой совокупность правил сочетаемости единиц друг с другом в синтаксических конструкциях разной сложности и протяжённости: в сложном предложении при соединении простых предложений, в составе простого — при объединении сказуемого с подлежащим и т. п. Изучение синтагматических отношений в синтаксисе оказало заметное влияние на анализ аналогичных отношений в производных и сложных словах и повлекло за собой появление понятия внутреннего (синтагматического) синтаксиса, а также постановку вопроса о правилах сочетаемости морфем разного типа в пределах одного деривата (см. Деривация). Значительную роль сыграло изучение синтагматических характеристик слова и в лексике; в отличие от языковых единиц, носящих преимущественно парадигматический характер (морфема) или же чисто синтагматический (предложение), слово рассматривается как единица, которой присущи и те и другие связи. А. А. Уфимцева подчёркивает, что наряду с парадигматической ценностью слово обладает другим видом реляционной значимости — синтагматической, неким смыслом, возникающим на основании индивидуального значения слов при их сочетаемости в линейном ряду. Изучение лексической синтагматики является значительным достижением советского языкознания, и описание синтагматики слова составляет важный аспект определения его лексического значения.
Е. С. Кубрякова.