1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка — парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т. п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок; 2) в более широком смысле — то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов — парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста (Л. Ельмслев).
Согласно теории Ф. де Соссюра, языковая система строится на двух главных типах отношений, соответствующих разным формам умственной деятельности человека (членению целого на части и группировке элементов языка на основе их ассоциативного сходства) и проявляющихся в двух разных сферах языка: непосредственно наблюдаемой и непосредственно не наблюдаемой. Поскольку, по определению де Соссюра, в каждом данном состоянии языка всё «покоится» на отношениях, а отношения эти сводятся либо к синтагматическим, либо к тем, которые он называл ассоциативными (лишь позднее Ельмслев предложил название «парадигматические»), описать механизм языка можно только установив указанные отношения. Парадигматические отношения, в отличие от синтагматических, не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте; они представляют собой соотношения между элементами языка, объединяемыми в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями; они связывают эти элементы в силу общности либо их формы (например, акустических образов), либо содержания, либо на основе сходства того и другого одновременно. Если синтагматические отношения характеризуют строение синтагмы как языковой последовательности любого уровня и ими определяется комбинаторика более крупных единиц из более мелких, то парадигматические отношения характеризуют строение любых группировок или классов (в частности, строение парадигмы), выделенных в языке по принципу формальной или семантической общности их членов и в то же время противопоставленных друг другу по одному из этих оснований. В отличие от синтагматических отношений между сосуществующими и наличными в актуальной последовательности элементами одной языковой цепочки (слова, сложного слова, словосочетания и т. п.) — так называемых отношений in praesentia, парадигматические отношения представляют собой отношения in absentia: присутствие одного из членов парадигматического ряда в синтагматической цепочке исключает наличие другого, но делает возможной их взаимозамену. Это даёт основание рассматривать синтагматические отношения как проявляющиеся в совместной встречаемости единиц, а парадигматические — в их взаимоисключении и взаимозамене. Последнее ведёт к тому, что в современном языкознании можно встретить два разных и диаметрально противоположных понимания членов парадигматических отношений — как могущих или же как не могущих занять место друг друга в одной и той же позиции. Первая точка зрения находит применение главным образом в области лексической парадигматики; вторая соответствует классическому определению морфологической парадигмы.
Мысли о существовании в языках разных типов отношений высказывались уже в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Первый подчёркивал различие отношений «по горизонтали» и «по вертикали» при сопоставлении единиц и при их последовательной смене, второй — при ассоциациях по смежности и по сходству. Крушевскому принадлежала также мысль о том, что ассоциации по сходству и смежности влияют друг на друга и определяют развитие языка. Идея взаимозависимости парадигматических и синтагматических связей находит всё более полное подтверждение в современной лингвистике.
В трудах Ельмслева противопоставление парадигматики и синтагматики было переосмыслено как противопоставление системы языка и её реализации (процесса, текста) и два типа отношений были разведены как характеризующие одни — речь, а другие — язык (принадлежностью языка как системы считались исключительно парадигматические отношения). Синтагматические отношения были здесь определены как подчиняющиеся логической конъюнкции (отношения реляции по принципу «и — и»), парадигматические — как подчиняющиеся логической дизъюнкции (отношения корреляции по принципу «или — или»); типы отношений были, таким образом, противопоставлены как отношения сосуществования и отношения чередования, альтернации, взаимозаменяемости.
Термин «парадигматика» иногда приобретает в современных исследованиях ещё 2 значения: 1) система парадигматических отношений, связывающих единицы определённого уровня, или совокупность таких отношений; например, лексическая парадигматика выделяется как такая область лексикологии, в которой учитываются парадигматические отношения лексем к другим лексемам языка и рассматриваются свойства их противопоставленности друг другу (антонимия) или, напротив, их взаимосвязанности (гипо-гиперонимия, синонимия и т. п.). Понятие парадигматики в лексике было обогащено введением в её описание «третьего измерения», относящегося к деривационным связям слов и получившего у Д. Н. Шмелёва специальное название эпидигматики. Последняя отражает способность слова, благодаря словообразованию и процессам его семантического развития, входить одновременно в различные лексико-семантические парадигмы и демонстрировать таким образом помимо синтагматических и чисто парадигматических ещё и эпидигматические связи. Поскольку лексическая парадигматика дана в тексте в скрытом виде, для её выявления и описания необходимо создание специальных процедур лингвистического анализа, направленного, в частности, на установление значимости лексических единиц и особенностей их существования как членов определённых лексико-семантических парадигм; 2) система парадигм или их совокупность в отдельно взятом языке и применительно к единицам определённого уровня; раздел грамматики (морфологии или синтаксиса), посвящённый описанию совокупности соответствующих парадигм (морфологических, синтаксических), принципам их организации, в частности структурной оформленности парадигм, разграничению межпарадигматических и внутрипарадигматических отношений, а также их влиянию в процессах исторической перестройки отдельных парадигм или в осуществлении словообразовательных процессов по образцу уже существующих словообразовательных парадигм и т. п.
Поскольку в морфологии и выделение грамматических разрядов слов, и описание грамматических категорий тесно связано с установлением системы реализующих их словоформ, а последние характеризуются как парадигмы, предмет морфологии в собственном смысле слова нередко отождествляется с морфологической парадигматикой, противопоставляемой внутри морфологии морфемике. Парадигматика соответственно включает тогда, по Э. А. Макаеву, описание типов спряжения и склонения, всего словоизменения как охватывающего объединения слов, выделенных по принципу общности их парадигмы или формальным особенностям реализующих их парадигм. Если морфологическая парадигматика уже имеет традиции своего описания, то синтаксическая парадигматика является складывающейся научной дисциплиной. Зародившаяся первоначально в недрах трансформационной грамматики и генеративной лингвистики, занимавшихся проблемами выделения «ядерных» конструкций и их разворачивания в тексте, парадигматическая концепция в синтаксисе существенно обогатилась за счёт выдвижения понятия синтаксической парадигмы и привела в конечном счёте не только к уточнению ряда понятий синтаксиса, но и к возможности более адекватно отразить роль и место трансформаций в формировании синтаксических парадигм и избежать их отождествления. Вместе с введением понятия парадигмы в словообразование (Т. М. Беляева, Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, Р. Бирд, Л. Дюрович, Й. ван Марле и другие) здесь тоже рождается представление о парадигматике словообразовательной. Развитие лексической, морфологической, синтаксической и словообразовательной парадигматики свидетельствует о том, что в принципе парадигматический аспект исследования применим к единицам разных уровней и что он может быть использован как для отождествления изучаемых единиц, так и для описания их реального функционирования и системного варьирования, а также в изучении причин исторического развития языков.
Е. С. Кубрякова.