Лингвистический энциклопедический словарь

Паралингви́стика

(от греч. παρά — около и лингвистика) — 1) раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыко­вые) средства, включён­ные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуни­ка­ции.

Различаются 3 вида пара­лингви­сти­че­ских средств: фонационные, кинетические и графические. К фонационным относятся тембр речи, её темп, громкость, типы заполнителей паузы («э‑э», «м‑м» и др.), мелодические явления, а также особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные и идиолектные); к кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к графическим — тип выполнения букв и пунктуационных знаков (почерк), способы графических допол­не­ний к буквам, их заменители (символы типа &, § и т. п.).

В пределах пара­лингви­сти­ки различаются универсальные, этнолингвистические и идиолект­ные компоненты. Поэтому пара­лингви­сти­че­ские средства не только дополняют смысл вербаль­но­го сообщения, но и являются источником информации о говорящем (пишущем), о его социаль­ных и возраст­ных чертах, поле, свойствах характера и пр. (ср. обыгрывание именно этих свойств в расска­зах А. Конан Дойла).

Хотя пара­лингви­сти­че­ские средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами, тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без пара­лингви­сти­че­ско­го сопровождения. Поэтому пара­лингви­сти­че­ские средства в той или иной степени представлены в каждой речевой единице.

По отношению к вербальной стороне высказывания пара­лингви­сти­че­ские средства могут выпол­нять 3 функции: 1) вносить дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербаль­ной): например, позитивный вербальный текст может сопровождаться фонационными характе­ри­сти­ка­ми со значением отрицательного отношения и др.; 2) замещать пропущенный вербальный компонент («Хочешь пойти с нами?» — отрицательный жест); 3) комбинироваться с вербальными средствами, передавая тот же смысл («Я хочу вот этот красный шар» + указа­тель­ный жест).

Паралингвистические средства не являются автономной и замкнутой семиотической систе­мой, но могут быть как элемен­та­ми упорядоченных семиотических невербальных систем (см. Кинесика), так и отдельными неупорядоченными в систему показателями.

Обязательно присутствуя в речевом сообщении, пара­лингви­сти­че­ские средства отличаются, однако, непред­ска­зу­е­мо­стью реального воплощения. Например, при произнесении опреде­лён­но­го типа вопроса требуется заданная мелодика, но тип тембральной окраски остаётся неизвест­ным, поэтому тип мелодики есть языковой факт, а тип тембра — пара­лингви­сти­че­ский.

Отдельные виды пара­лингви­сти­че­ских средств изучались ещё в 30‑х гг. 20 в. (работы Н. В. Юшманова по «экстра­нормаль­ной фонетике»), понятие пара­лингви­сти­ки было введено в 40‑х гг. А. А. Хиллом, но основное развитие пара­лингви­сти­ка получила с начала 60‑х гг. 20 в., когда языко­зна­ние вышло за пределы изучения только собственно языковой системы.

Т. М. Николаева.