(от греч. μελῳδικός — мелодический, песенный) — основной компонент интонации. Акустический коррелят М. р. — изменения частоты основного тона, развёртывающиеся во времени. М. р. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, одновременно связывая её части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание, импликация; в некоторых языках эти типы оформлены мелодически, а не грамматически, например общий вопрос в испанском языке, импликация во французском языке); выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.
При лингвистическом анализе М. р. учитываются мелодические диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты основного тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт и т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трёх до шести в разных фонетических школах. Существует три основных способа представления М. р.: контурный, ярусный и комбинированный. Первый характерен для европейской традиции (Г. Суит, Д. Джоунз, О. Эссен, М. Граммон) и представляет М. р. в виде мелодических кривых. Ярусный способ характерен для американских исследователей (К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность мелодических ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершённости, незавершённости, выражения эмоций. Комбинированный способ (Ф. Данеш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова, И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основанием для такого рассмотрения М. р. является то, что мелодические уровни не существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней могут рассматриваться как мелодические модели. Основы изучения М. р. заложены в отечественном языкознании В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.
И. Г. Торсуева.