Лингвистический энциклопедический словарь

Мода́льность

(от ср.-лат. modalis — модальный; лат. modus — мера, способ) — функционально-семанти­че­ская катего­рия, выража­ю­щая разные виды отношения высказывания к действи­тель­но­сти, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является языковой универса­ли­ей, она принад­ле­жит к числу основных категорий естественного языка (см. Категория языковая), «в разных формах обнару­жи­ва­ю­щих­ся в языках разных систем..., в языках европейской системы она охватывает всю ткань речи» (В. В. Виноградов). Термин «модаль­ность» используется для обозначения широкого круга явле­ний, неодно­род­ных по смысловому объёму, грамматическим свойствам и по степени оформ­лен­но­сти на разных уровнях языковой структуры. Вопрос о границах этой категории решается разными иссле­до­ва­те­ля­ми по-разному. К сфере модаль­но­сти относят: противо­по­став­ле­ние высказы­ва­ний по характе­ру их коммуникативной целе­уста­нов­ки (утверж­де­ние — вопрос — побуждение); противо­по­став­ле­ние по призна­ку «утвержде­ние — отрицание»; града­ции значений в диапазо­не «реаль­ность — ирреаль­ность» (реаль­ность — гипоте­тич­ность — ирреаль­ность), разную степень уверен­но­сти говоря­ще­го в досто­вер­но­сти формирующейся у него мысли о действи­тель­но­сти; различ­ные видо­из­ме­не­ния связи между подлежа­щим и сказуемым, выражен­ные лекси­че­ски­ми средствами («хочет», «может», «должен», «нужно») и др.

Категорию модаль­но­сти большинство исследователей дифферен­ци­ру­ют. Один из аспектов диф­фе­рен­ци­а­ции — противо­по­став­ле­ние объективной и субъективной модаль­но­сти. Объектив­ная модаль­ность — обязательный признак любого выска­зы­ва­ния, одна из категорий, формирующих предикатив­ную единицу — предложение. Объективная модаль­ность выражает отношение сообща­е­мо­го к действи­тель­но­сти в плане реальности (осуществляемости или осуществлённости) и ирреальности (неосуще­ствлён­но­сти). Главным средством оформ­ле­ния модаль­но­сти в этой функции является категория глагольного наклонения. На синтаксическом уровне объективная модаль­ность представ­ле­на противо­по­став­ле­ни­ем форм синтаксического изъявительного наклонения формам синтаксических ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, должен­ство­ва­тель­но­го). Категория изъяви­тель­но­го наклонения (индикатива) заключает в себе объективно-модальные значения реальности, т. е. временно́й определённости: соотношением форм индикатива («Люди счастли­вы» — «Люди были счастли­вы» — «Люди будут счастли­вы») содержание сообщения отнесено в один из трёх временных планов — настоящего, прошедшего или будущего. Соотно­ше­ни­ем форм ирреальных наклоне­ний, характе­ри­зу­ю­щих­ся временно́й неопреде­лён­но­стью («Люди были бы счастли­вы» — «Пусть бы люди были счастли­вы» — «Пусть люди будут счастли­вы»), при помощи специальных модификаторов (глагольных форм и частиц) то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необхо­ди­мо­го. Объектив­ная модаль­ность органически связана с категорией времени и дифферен­ци­ро­ва­на по признаку времен­но́й определённости​/​неопределённости. Объективно-модальные значе­ния органи­зу­ют­ся в систему противо­по­став­ле­ний, выявляющуюся в грамматической парадигме предло­же­ния.

Субъективная модаль­ность, т. е. отношение говорящего к сообщаемому, в отличие от объек­тив­ной модаль­но­сти, является факультативным признаком выска­зы­ва­ния. Семанти­че­ский объём субъек­тив­ной модаль­но­сти шире семантического объёма объективной модаль­но­сти; значения, состав­ля­ю­щие содержание категории субъективной модаль­но­сти, неодно­род­ны, требуют упорядо­че­ния; многие из них не имеют прямого отношения к грамматике. Смысловую основу субъективной модаль­но­сти образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллек­ту­аль­ную, рацио­наль­ную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррацио­наль­ной) реакции. Субъективная модаль­ность охватывает всю гамму реально существующих в естествен­ном языке разно­аспект­ных и разно­ха­рак­тер­ных способов квалификации сообщаемого и реализуется: 1) специ­аль­ным лексико-грамматическим классом слов, а также функционально близкими к ним слово­со­че­та­ни­я­ми и предло­же­ни­я­ми; эти средства обычно занимают в составе высказывания синтагма­ти­че­ски автономную позицию и функцио­ни­ру­ют в качестве вводных единиц; 2) введе­ни­ем специаль­ных модальных частиц, например, для выраже­ния неуверенности («вроде»), предположения («разве что»), недосто­вер­но­сти («якобы»), удивления («ну и»), опасения («чего доброго») и др.; 3) при помощи междометий («ах!», «ой-ой-ой!», «увы» и др.); 4) специаль­ны­ми интонационными сред­ства­ми для акценти­ро­ва­ния удивле­ния, сомне­ния, уверен­но­сти, недоверия, протеста, иронии и других эмоцио­наль­но-экспрес­сив­ных оттенков субъективного отношения к сообщаемому; 5) при помощи порядка слов, напри­мер вынесением главного члена предложения в начало для выраже­ния отрицательного отношения, иронического отрицания («Станет он тебя слушать!», «Хорош друг!»); 6) специальными конструк­ци­я­ми — специали­зи­ро­ван­ной структурной схемой предло­же­ния или схемой постро­е­ния его компонентов, например построениями типа: «Нет чтобы подождать» (для выраже­ния сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося), «Она возьми и скажи» (для выраже­ния непод­го­тов­лен­но­сти, внезапности действия) и др.

Средства субъективной модаль­но­сти функционируют как модификаторы основной модаль­ной квали­фи­ка­ции, выражен­ной глагольным наклонением, они способны пере­кры­вать объективно-модальные характеристики, образуя в модальной иерархии выска­зы­ва­ния квалификацию «последней инстанции». При этом объектом факультативной оценки может оказаться не только предикативная основа, но любой информативно значи­мый фрагмент сообщаемого; в этом случае на периферии предложения возникает имитация дополни­тель­но­го предикативного ядра, создавая эффект полипредикативности сообщаемого.

В категории субъективной модаль­но­сти естественный язык фиксирует одно из ключе­вых свойств человеческой психики: способность противо­по­став­лять «я» и «не‑я» (концепту­аль­ное начало нейтраль­но-информативному фону) в рамках высказывания. В наиболее законченном виде эта концеп­ция нашла отражение в работах Ш. Балли, который считал, что в любом высказывании реализуется противо­по­став­ле­ние фактического содержания (диктума) и индивидуальной оценки излагаемых фактов (модуса). Балли определяет модаль­ность как активную мыслительную операцию, произво­ди­мую говорящим субъектом над представ­ле­ни­ем, содержащимся в диктуме. В русском языкознании глубокий анализ функцио­наль­но­го диапазона модаль­но­сти и, в частности, конкретных форм проявления субъективной модаль­но­сти на разных уровнях языковой системы представлен в работе Виноградова «О категории модаль­но­сти и модальных словах в русском языке», послужившей стимулом для ряда исследований, направ­лен­ных на углубление поиска собственно языковых аспектов изучения модаль­но­сти (в отличие от логической модаль­но­сти), а также на изучение специфики оформления этой категории в условиях конкретного языка с учетом его типологических особен­но­стей. Во многих иссле­до­ва­ни­ях подчёрки­ва­ет­ся условность противо­по­став­ле­ния объективной и субъективной модаль­но­сти. По мнению А. М. Пешковского, категория модаль­но­сти выражает только одно отноше­ние — отношение говорящего к той связи, которая устанавливается им же между содержанием данного высказывания и действи­тель­но­стью, т. е. «отношение к отношению». При таком подходе модаль­ность изучается как комплексная и много­аспект­ная категория, активно взаимо­дей­ству­ю­щая с целой системой других функционально-семантических категорий языка и тесно связанная с категориями прагма­ти­че­ско­го уровня (см. Прагматика). С этих позиций в категории модаль­но­сти усматривают отражение сложных взаимо­дей­ствий между четырь­мя факторами коммуникации: говоря­щим, собеседником, содержа­ни­ем выска­зы­ва­ния и действи­тель­но­стью.

М. В. Ляпон.