Лингвистический энциклопедический словарь

Универса́лии

(от лат. universalis — общий, всеобщий) языковые — свойства, присущие всем языкам или большинству из них. Теория языковых универсалий рассматривает и определяет: 1) общие свойства всех челове­че­ских языков в отличие от языков животных. Например, в челове­че­ском языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые сообщения; в языке человека непрерывно возни­ка­ет новая идиоматика и т. д. 2) Совокуп­ность содержа­тель­ных категорий, теми или иными средства­ми выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках выражены отношения между субъектом и предикатом, категории посессивности, оценки, определённости​/​неопределённости, множе­ствен­но­сти, все языки знают членение на тему и рему. 3) Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым уровням. Например, во всяком языке не может существо­вать менее десяти и более восьмидесяти фонем; если в языке существует сочетание согласных вида «плавный + носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный»; если есть противо­по­став­ле­ние согласных по твёрдо­сти — мягко­сти, то нет политонии гласных: во всяком языке есть противо­по­став­ле­ние компактных — диффузных гласных; отношение количества гласных к количеству согласных в звуковой цепи не может быть больше двух; если в языке слово всегда односложно, то оно одноморфемно и в языке существует музыкальное ударение; если существует флексия, то есть и деривационный элемент; если выражено множественное число, то есть ненулевой морф, его выражающий; если существует падеж с только нулевым алломорфом, то для всякого такого падежа существует значение субъекта при непереходном глаголе; если субъект в языке стоит перед глаголом и объект стоит перед глаголом, то в языке есть падеж; если субъект стоит после глагола и объект стоит после субъекта, то прилагательное помеща­ет­ся после имени; если в языке существует предлог и не существует послелог, то существительное в роди­тель­ном падеже помеща­ет­ся после суще­стви­тель­но­го в имени­тель­ном падеже; если в языке существует послелог и не существует предлог, то суще­стви­тель­ное в роди­тель­ном падеже стоит перед суще­стви­тель­ным в имени­тель­ном падеже, и т. д. Известны и универсалии, относящиеся ко всем языковым уровням: для всякого противо­по­став­ле­ния маркированный член имеет более редкую встре­ча­е­мость, чем не маркированный (см. также Семантика, Семиотика). Известны универсалии лексико-семантического плана, например: ‘тяжёлый по весу’ приобретает значение ‘трудный’; ‘горький по вкусу’ — значение ‘горестный, скорбный’; ‘сладкий по вкусу’ — ‘приятный’; ‘пустой, полый’ — ‘бес­со­дер­жа­тель­ный, несерьёзный’; ‘большой по размеру’ — ‘важный’ и т. д.

Существует несколько классификаций универсалий, строящихся на разных основаниях. Так, разли­ча­ют следующие универсалии: 1) дедуктивные (т. е. обязательные для всех языков) и индуктивные (явление имеет место во всех известных языках); 2) абсолютные (полные) и статистические (неполные). К последним примыкают и так называемые фреквенталии, воплоща­ю­щи­е­ся в частотные явления, встре­ча­ю­щи­е­ся во многих языках; 3) простые (утверждающие наличие или отсутствие некоторого явле­ния) и сложные (утверждающие определённую зависимость между разными явлениями); 4) синхро­ни­че­ские и диахро­ни­че­ские.

Теория диахронических универсалий активно развивается с 70‑х гг. 20 в. Признание универсалий в диахронии (например, утверждение, что самое позднее глагольное время в языке — это Futurum) предпо­ла­га­ет принятие идеи одно­на­прав­лен­но­сти языкового развития. Концепции этого рода выска­зы­ва­лись в советском языкознании 30‑х гг. 20 в. (работы И. И. Мещанинова, В. И. Абаева, С. Д. Кацнельсона и других). Идея диахронических универса­лий опирается также на гипотезу о систем­ной близости языков архаической структуры и на позднейшую вариативность новых языков. Идея однонаправленности языковой эволюции не предполагает оценки языков, необходима иссле­до­ва­тель­ская работа по изучению компенсаторных и функционально синони­ми­че­ских явлений в языках нового времени. К более частным диахроническим универсалиям относятся: закон о формировании место­име­ний вначале указательных, личных и вопросительных, а лишь впослед­ствии — возвратных, притяжа­тель­ных, неопре­де­лён­ных и отрицательных; положение о возник­но­ве­нии место­имен­ных слов из первич­ных диффузных по функции коммуникативных элементов. Поиск диахронических универса­лий связы­ва­ет­ся с коммуникативно-дискурсивными установ­ка­ми общения, т. е. в теорию универсалий вводится человек с его эволюци­о­ни­зи­ру­ю­щи­ми стандар­та­ми общения (Т. Гивон, Ч. Н. Ли, А. Тимберлейк и другие). Таким образом объясня­ет­ся и утверждается разное по времени изменение структур с одушев­лён­ны­ми и неодушев­лён­ны­ми актантами, разные этапы появления глагольных времён (аорист часто предшест­ву­ет перфекту), поздней­шее возник­но­ве­ние грамматического субъекта из перво­на­чаль­ной темы (тематического элемента, топика) и др. Диахронические универсалии связываются с изменением «картины мира» носителей языка: так, в древнейших текстах обычно повторяется один топик (см. Диахроническая типология), появление много­образ­ных топиков ведёт к возник­но­ве­нию инициальной анафоры, а последняя — к возник­но­ве­нию порядка слов типа SVO (SOV), а не только VOS (VSO).

Знание диахронических универсалий проливает свет и на данные синхронной типологии, позволяя прогнозировать исчезновение одних явлений и возник­но­ве­ние других. Теория диахронических универса­лий является существенной опорой для реконструк­ции прежних состояний одного языка и для сравнительно-исторического языкознания. При реконструк­ции некоторого праязыкового состоя­ния существенно «вычесть» из данных архаичного языка знание универсалий древних структур, с одной стороны; с другой стороны, знание диахронических универсалий даёт возможность верифицировать реконстру­и­ру­е­мые состоя­ния (особенно это относится к реконструк­ции синтаксических явлений по данным современ­ных, даже близких, языков). Диахронические универсалии существенны и для этимологии: например, вряд ли возможно, чтобы первичные коммуникативные односложные частицы восходили к «застывшим» местоименным словоформам.

Таким образом, верификация через универсалии, как синхронические, так и диахро­ни­че­ские (как первичный этап лингвистического анализа), связана с задачами ареальной лингвистики, типологии и исторической реконструк­ции. Только при негативной проверке на статус универсалии у анализи­ру­е­мо­го лингвистического явления можно говорить об ареальном схождении, генетической близости, заим­ство­ва­нии. Существенна верификация через универса­лии и для фактов, напри­мер, экспери­мен­таль­ной фонетики: нередко иссле­до­ва­тель, проделавший большую работу, объявляет специфически языковым факт универсальный.

Утверждения о наличии универсалий восходят к античным грамматикам; в средние века (13 в.) возни­ка­ет термин grammatica universalis: с появлением грамматики Пор-Рояля (см. Универсаль­ные грамматики) это понятие обретает лингвистическую основу. Объектом современной лингвистики языковые универсалии становятся с начала 60‑х гг. 20 в. (главным образом в СССР и США). Накопле­ние материала по различным языковым универсалиям в 60—70‑е гг. было стимулировано успехами структурно-системного описания языков, в особен­но­сти фонологии, а также расширением границ структурной типологии, знакомством с языками Африки, Юго-Восточной Азии и Океании.

Теория универсалий проделала эволюцию от поисков поверхностных и затем имплика­тив­ных универса­лий, главным образом в синхронии, к поискам диахронических универсалий и к широ­ко­му типологическому сопоставлению способов реализации одной и той же содержа­тель­ной универсалии (последнее характерно для европейской лингвистики). В 80‑е гг. наблюдается обращение иссле­до­ва­те­лей к универсалиям текста и порядку компонентов в синтаксических структурах. Эти универсалии находят объяснение в «картине мира», понима­е­мой через язык (новое семантическое направление, возникшее из анализа «глубин­ных структур» семантики).

Актуальным для современной теории универсалий является установка на интерпретацию универса­лий. Например, выдвижение к началу высказывания важных по смыслу элементов интер­пре­ти­ру­ет­ся через большую звучность (и большую воспри­ни­ма­е­мость) начальной позиции высказывания, подъём интонации в конце общего вопроса объясняется сжатостью голосовых связок говорящего, внутренне не закончившего коммуникацию, понижение тона в конце повествовательного высказы­ва­ния — релакса­ци­ей связок. Выход за пределы внутри­си­стем­ной интерпретации влечёт за собой новые возможности объяснения действия универ­са­лий: социаль­ные причины, кодификация, появление письменности и пр. Интер­пре­та­ция и верификация накопленных универсалий может облегчить поиск новых универсалий, сделав его не только эмпирическим, но и априорным.

Т. М. Николаева.