(греко-латинская традиция, средиземноморская традиция) — традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. — 6 в. н. э.
А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху становления древнегреческой философии. Античных учёных, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между «именем» и «вещью», происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всём древнем мире (см. Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).
В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид из Элеи, Эмпедокл, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон в письмах и ряде диалогов обращался к проблемам языка («Кратил», «Теэтет», «Софист»). Но подлинным основоположником А. я. т., сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель. В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II», «Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в античной, а затем в европейской науке. А. я. т. продолжена философскими школами эпохи эллинизма в 3—1 вв. до н. э. Последовательный интерес к проблемам языка проявляют стоики. Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме до середины 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков.
В этот период многие греческие учёные-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор многочисленных трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем «правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.
В 4 в. создано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных» («новых» европейских литературных языков на народной основе). Само имя Элия Доната (Донатуса) на многие века стало синонимом слова «грамматика» в европейской традиции.
А. я. т. после падения Рима в 476 ещё продолжает свое существование и развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учёности, в частности в столице Восточной Римской империи — Константинополе. В начале 6 в. здесь создаётся наиболее значительное из дошедших до нас грамматических сочинений древности — латинский «Курс грамматики» Присциана, состоявший из 18 книг. Эта грамматика была создана в традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений римских грамматиков. Грамматика Присциана фактически завершает развитие А. я. т., но традиция эта канонизируется в Западной Европе в системе тривия (см. Европейская языковедческая традиция), В Восточную Европу, в частности к южным и восточным славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную традицию в связи с распространением христианства.
А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения — проблемы соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый λόγος. Учение о слове — «логосе» является основой древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических, логических и собственно грамматических свойств.
Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной речи, а так как опорным знаком греческого письма была буква, то это учение строилось как иерархия «складывания» из букв слогов, из слогов — слов, из слов — предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв («элементов»).
Дух демократизма, свободных философских дискуссий, отсутствие единого государственного авторитета в рассмотрении проблем происхождения языка и в вопросах языкового нормирования определяли условия развития древнегреческой языковедческой мысли. В отличие от древнеиндийской традиции, объявившей санскрит сакральным языком «божественного происхождения», греко-латинская традиция искала источники «правильности» речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный «спор об аналогии и аномалии», в котором особенно отчётливо проявились расхождения между «стоическим» и «александрийским» направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения («аномалии»).
В обсуждении проблемы о «происхождении имён» спор шёл между сторонниками «природной» связи между «именем» и «вещью» (так называемая теория φύσει) и сторонниками связи «по положению», «по установлению» (так называемая теория θέσει). Диалектически рассматривал этот вопрос Платон, полагавший, что данная проблема не может быть решена однозначно. Аристотель, считая, что углубление в поиски «природных» свойств слов тормозит развитие формально-логических исследований, позволяющих оперировать словами как символами, признавал принципиальную условность связи между «именем» и «вещью». В системе наук, предложенной Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»), грамматики и риторики. Аристотель выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде всего как субъект и предикат суждения с присущими им категориальными модификациями.
Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям («акциденциям») легла в основу не только европейского языкознания, но и ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Исократа, трактаты Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», а позднее трактаты Дионисия Галикарнасского «О соединении слов», «Письмо к Помпею», Деметрия Хлора «О стиле», Цицерона «Об ораторе» и «Оратор», «Поэтика» Горация, анонимная «Риторика к Гереннию», сочинения Квинтилиана и Гермогена, внесли значительный вклад в изучение синтаксиса и стилистики; разработанные в них учения о поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о типах, или стилях, речи легли в основу европейских теорий стиля.
А. я. т. сложилась на материале описания двух языков — греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления.
Н. Ю. Бокадорова.