1) смысл предложения, которое может быть оценено как истинное или ложное; то же, что пропозиция; 2) употребление предложения, выражающего суждение в 1‑м значении в утвердительном высказывании, когда оно реально приобретает истинностное значение; то же, что высказывание в логике.
Логика со времен Аристотеля отличала суждение от средства его выражения — предложения. С одной стороны, суждение не обязательно выражается предложением. С другой стороны, не всякое предложение выражает суждение; так, не выражают суждения побудительные или вопросительные предложения («Закрой дверь!», «Где родился Гоголь?»). Не выражают суждения повествовательные предложения, содержащие дейктические (см. Дейксис) элементы; например, предложение «Он студент 3‑го курса» не выражает само по себе никакого суждения, поскольку слово «он» имеет в каждом новом употреблении этого предложения другой референт. Смыслом такого предложения является не суждение, а пропозициональная форма; оно способно выражать суждение только в контексте высказывания, когда его переменные (например, «он») принимают конкретное значение.
Определение суждения как такой мысли, которой присуще быть истинной или ложной, т. е. «претендовать на истинность», принадлежит Аристотелю. Разграничение между суждением (в 1‑м значении) и высказыванием было сделано Г. Фреге, который проанализировал феномен неутвердительного употребления суждения. Неутвердительным является употребление суждения, например, в контексте предикатов мнения и других пропозициональных установок с субъектом не 1‑го лица («Филипп считает, что столица Никарагуа — Тегусигальпа»), в контексте модальных операторов («Число планет солнечной системы могло бы быть не равно 9»), глаголов говорения и др.
В традиционной логике была разработана подробная классификация суждений по различным основаниям. По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные; по количеству — на единичные, касающиеся индивидуализированных объектов или множеств («Нестор — отец русской истории»), общие, касающиеся открытого класса («Человек смертен»), и частные, касающиеся части открытого класса («Некоторые товары портятся при перевозке»); по модальности — на суждения действительности (ассерторические), суждения возможности (проблематические) и суждения необходимости (аподиктические); по отношению — на категорические, условные и разделительные; по форме — на атрибутивные («Сократ грек»), суждения отношения («Сократ старше Платона»), экзистенциальные («Единорогов не существует») и др.
Традиционная логика изучала преимущественно атрибутивные суждения. В атрибутивном суждении различаются 3 компонента — субъект, предикат и связка. Другие виды суждений, например суждения отношения, экзистенциальные, а также отрицательные («Не все числа простые»), условные, разделительные, проблематические и др., не укладываются в субъектно-предикатную схему. Более детальный анализ структуры суждений был дан математической логикой.
Е. В. Падучева.