(греч. ῥητορική — ораторское искусство) — филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики является прозаическая «украшенная», т. е. художественная, речь и правила её построения (порождения), риторика противостоит поэтике, изучающей поэтическую речь, грамматике, ориентированной на изучение «естественной» (эстетически не отмеченной) речи, и герменевтике, имеющей дело с пониманием текста.
История риторики подразделяется на 2 неравных периода. Хотя осознанный интерес к отдельным частям риторики характерен для ряда древних культурных традиций, ср., например, учение о так называемом рити (особом качестве языка художественного текста, связанном с отбором и расположением слов) в старых индийских трактатах по поэтике, становление риторики как особой науки произошло в Древней Греции. Уже в 5 в. до н. э. двумя греками из Сиракуз был составлен не дошедший до нас учебник риторики. Развитие риторики на раннем этапе связано прежде всего с Аттикой, некоторыми городами Малой Азии, с островом Родос. Софист Горгий (5—4 вв. до н. э.) положил начало риторике в Афинах, ею занимались также Трасимах Халкидонский, Протагор. Развитую форму риторика приобрела в 3—2 вв. до н. э. благодаря деятельности теоретиков риторики — Исократа, Аристотеля, Феопомпа, Дионисия Галикарнасского и других. С середины 2 в. до н. э. под греческим влиянием в Риме также появляются ораторы и теоретики риторики, прежде всего Цицерон и Квинтилиан. В результате практической деятельности ораторов-риторов и анализа большого эмпирического материала у Аристотеля («Риторика»), Цицерона («De oratore», «Orator», «De inventione», «Brutus»), Квинтилиана («Institutio oratore»), Псевдо-Лонгина (условного автора трактата «О возвышенном») и других сложилась особая область научного знания, не только подводившая итоги практическому опыту ораторского искусства, но и предписывавшая ему свои законы и правила. Пройдя через период сосуществования различных ораторских манер, риторика на исходе античности начинает превращаться в нормативную дисциплину.
Античная риторика включала в себя разделы об источниках красноречия (дарование, природные данные — natura; искусство — ars — как результат профессиональной выучки; упражнение — exercitatio), о родах красноречия, о задачах оратора, соответственно об элементах речи: 1) нахождение (inventio), т. е. систематизация материала, сведение многообразия к общим типам, выделение пункта доказательства, указание логических аргументов, 2) расположение материала (dispositio), его композиция, 3) словесное выражение (elocutio), главная часть риторики (критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность — уместность, красота — украшенность; средства удовлетворения этих критериев — отбор слов, их сочетание, фигуры речи), 4) запоминание (memoria), учение о профессиональной ораторской памяти и 5) произнесение (pronunciatio, actio), учение об интонации, мимике, жестах, способствующих успеху речи.
Античная риторика была усвоена в средневековье и пользовалась большим престижем, входя в число семи «избранных наук». Эпоха Возрождения и следовавшие за ней периоды господства отдельных художественных направлений (маньеризм, барокко, классицизм) уделяли риторике значительное внимание (многочисленные трактаты 16—18 вв., особенно во Франции, Германии, Италии). В это время, особенно в 17 в., риторика, с одной стороны, тяготеет к универсализации, обнаруживая связи с складывающейся «логической» грамматикой (см. Логическое направление), а с другой — превращается в инструмент, способный уловить достаточно тонкую дифференциацию эстетических установок. Через Польшу и Украину идеи риторики проникли в 17 в. в Россию и нашли здесь отклик — «Книги суть риторики двои...» Макария (рукопись 1623), «De arte rhetorica libri X» Феофана Прокоповича (1716), «Риторика» М. В. Ломоносова (1748). Пособия по риторике практического характера продолжали появляться почти до середины 19 в. Однако уже в 18 в. происходит разрыв между традиционной структурой риторики (включая исследовательский аппарат) и новым опытом художественной прозы (в частности, и ораторского красноречия). Риторика начинает тяготеть к сближению (в некоторых разделах — к слиянию) с поэтикой и к растворению в стилистике. В эпоху романтизма риторика с её нормативно-дидактическими тенденциями начинает восприниматься как изживший себя канон, препятствующий свободному творчеству, как дисциплина схоластически-каталогизаторского типа, не способная проникнуться идеями историзма, препятствующая новым принципам словесного искусства. Риторика как наука приходит к началу 19 в. в состояние упадка. Однако с 60‑х гг. 20 в. вновь начинается расцвет риторики, нашедшей для себя новый идейно-научный контекст. Она становится одной из наиболее быстро и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла. Этот второй период в истории риторики нередко называют «неориторикой» или «общей риторикой» (rhétorique générale), в отличие от риторики традиционного типа.
Становление риторики нового типа вызвано в первую очередь лингвистическими факторами, через которые она включается в круг семиотических дисциплин и в сферу культурологических проблем. Уяснение статуса лингвистики в рамках теоретико-информационной концепции привело, в частности, к выделению и операционному определению так называемой поэтической функции языка, образуемой при наличии установки на сообщение (message), и к разработке лингвистических методов исследования поэтической функции. Не менее существенным был следующий шаг — возникновение новой лингвистической дисциплины, так называемой лингвистики текста, которая предполагает описание как связанных таких фрагментов текста (сверхфразовых единств), которые превышают предложение, до последнего времени считавшееся наиболее крупной единицей языка. Независимо от того, выводится ли риторическая структура текста непосредственно из законов языка (распространение языковых правил на сверхфразовый уровень) или связывается с переосмыслением языковой структуры, упорядочиваемой извне (например, по законам построения геометрической симметрии и т. п.), — остаётся несомненной не только роль языкового субстрата в построении объектов, изучаемых риторикой, но и — что важнее — роль отдельных языковых элементов (например, имманентной грамматической структуры предложения) в вероятностном определении структуры смежных участков текста. Это и обусловливает лингвистическую связанность (единство) текста, которую не может игнорировать риторика. Складывающаяся лингвистическая теория прозы более конкретно отражает и возможности применения лингвистических методов к анализу сверхфразовых единств, и взаимосвязь риторики и лингвистики, предполагающую зависимость (и ориентацию) объектов риторики (риторических структур) от объектов лингвистики (языковых структур). В современной семиотике под риторикой как раз и понимают правила построения речи на сверхфразовом уровне, законы «поэтической семантики», т. е. типы непрямых (переносных) значений (риторических фигур), и «поэтику текста» (структуру отношений внутритекстовых элементов), включая анализ социального функционирования текстов как целостных знаков.
Многофункциональность риторики, обеспечившая ей существование в новых условиях, позволяет говорить о «лингвистических» основаниях современной риторики и в метаязыковом аспекте: функционирование её в качестве дескриптивного аппарата и нормативного регулятора даёт возможность трактовать риторику как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, в которых речь употребляется с разными целями, риторика сама берет на себя задачу создания «функционального языка», выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует её языковую и коммуникативную систему (Р. Лахман). На этих путях риторика входит в союз с другими дисциплинами, нащупывая новые формы функционирования в качестве стабилизирующей силы культуры. Принадлежа, как и языкознание, к кругу семиотических наук, риторика разделяет с ним ряд общих проблем: вариант — инвариант (ср. проблему так называемых общих мест в риторике), типы (каталогизация и классификация), общее и частное, универсалии, проблема выводимости (развёртывания) и сводимости (свёртывания), сопоставление и поиск общего основания, моделирование действительности и т. п. Во многих случаях риторика сталкивается как с типовыми с такими ситуациями, которые в языкознании выступают как исключения или парадоксы. Тем самым открываются возможности для дальнейшего (и притом сознательного) контакта риторики и лингвистики, при котором и последняя с пользой для себя обращается к опыту риторики.
В. Н. Топоров.