1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).
Существуют различные концепции П. р. Так, в психолингвистических теориях, опирающихся на психологию бихевиоризма и необихевиоризма (в США) (см. Бихевиоризм в языкознании), процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б. Ф. Скиннер) или «наполнения» такими реакциями врождённой многоуровневой психофизиологической системы (Ч. Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур.
В советской психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, во-первых, что последовательные (сукцессивные) этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль). Во-вторых, П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. В-третьих, процесс П. р. предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность (что резко отличает советскую психолингвистику от необихевиористской). В-четвёртых, П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция советской психолингвистики чётко противостоит алгоритмическому пониманию П. р. Хомским и его школой.
Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л. С. Выготским, включает «дограмматический» этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развёрнутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически (ср. Актуальное членение предложения), формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).
Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учёта их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.
Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от неё к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических «обязательств», если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и другими факторами.
Процессы П. р. не замыкаются в рамках отдельного высказывания, но предполагают программирование (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных «блоков». Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р.
Процессы П. р. варьируются в языках разной структуры. Так, в языках типа вьетнамского или китайского практически отсутствуют грамматические обязательства. Не совпадает в разных языках и соотношение «готовых» лексем, окказионализмов и семантических перифраз. Это делает исследование П. р. исключительно важным для научного обоснования преподавания неродного языка.
А. А. Леонтьев.
2) В экспериментальной фонетике — образование звуковых последовательностей, являющихся формой выражения (экспонентами) значимых единиц языка. Основные этапы: программа артикуляторных движений, соответствующая планируемому высказыванию; реализация этой программы, т. е. превращение её в необходимые комбинации артикуляторных движений; наиболее изученный этап П. р. — образование звукового сигнала. Описание процесса П. р. предполагает исследование единиц П. р. и их соотношения с единицами языка, правил П. р., локализации функций управления П. р. в отделах головного мозга, а также функций различных участков речевого тракта в образовании звукового сигнала.
Выделяются единицы нескольких уровней, организованных иерархически. Так, слог типа «согласный и гласный» является минимальной произносительной единицей, реализация которой задаётся единым блоком управляющих команд; фонетическое слово — минимальной единицей организации слогов в целое, обеспечивает переход от семантически нефункциональных единиц к элементам смысловым; синтагма — минимальной произносительной единицей, при порождении которой смысловая целостность обеспечивается единой программой интонационного оформления. Основным источником сведений о программах П. р. являются характеристики конечного результата — речевых последовательностей. Правила П. р. определяются как универсальными свойствами речевого тракта человека, так и особенностями звуковой организации, характерными для данного языка. Совокупность этих правил, определяющих особенности фонетической реализации значимых единиц, называется артикуляционной базой.
Сведения о локализации функций управления речепроизводством получают при изучении нарушений речи, наблюдаемых при поражениях разных участков мозга, например анализ речи больных с инактивированным левым или правым полушарием показывает, что сегментное (фонемное) управление связано с функцией левого полушария, а просодическая организация высказывания — с правым. О функциях различных участков речевого тракта в образовании звуковых последовательностей см. в статьях Органы речи, Артикуляция, Акустика речевая, Звуки речи.
Л. В. Бондарко.