Лингвистический энциклопедический словарь

Синта́гма

(от греч. σύνταγμα, букв. — вместе построенное, соединённое) — 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое един­ство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при домини­ру­ю­щей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструк­ции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагма­ти­че­ско­го членения необяза­тель­но. Разное синтагма­ти­че­ское членение одного предложения создаёт различные высказы­ва­ния, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагма­ти­че­ское членение может служить средством разли­че­ния смысла внешне омонимичных, но различных по синтакси­че­ской структуре предложений, напри­мер: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

Синтагма является речевой единицей, в рамках которой реализуются правила коартикуляции и варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения звуков на стыке слов (сандхи). Будучи минимальной интонаци­он­ной едини­цей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритми­че­ские группы, объеди­нён­ные словесным ударением.

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформ­ле­ни­ем границ между синтаг­ма­ми, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступа­ет в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и опреде­лён­ной акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характе­ри­зу­ет­ся наиболее сильным ударением (так назы­ва­е­мым синтагма­ти­че­ским). В случае особого выделения одного из слов (напри­мер, при противо­по­став­ле­нии) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы — единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонаци­он­ный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длитель­но­сти.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем — «дом-ик», слов — «старый дом», словосочетаний, предложений), соединённых определённым типом связи (напри­мер, опреде­ли­тель­ной). Употреб­ле­ние термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагма­ти­ка).

Н. Д. Светозарова.