(сложное синтаксическое целое, микротекст, период) — отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединённых общностью темы в смысловые блоки. С. е. имеется в устной и письменной, диалогической и монологической речи, в прозе и стихах и т. д. Оно может совпадать с абзацем, быть больше и меньше абзаца.
Минимальное С. е. составляют: вопрос и ответ; высказывание, состоящее из посылки и вывода; описания одного и того же предмета (лица); С. е. всегда составляет и катафорический субститут с последующим разъяснением, например: «Это положение обусловлено следующими факторами: во-первых..., во-вторых...». Одно С. е. может соответствовать и краткому объявлению, краткой газетной заметке, телеграмме, цитате.
Как объект лингвистического исследования и часть общей проблемы лингвистики текста С. е. изучается с точки зрения более полного раскрытия смысла предложения в речи, его прагматического аспекта и актуального членения и др., которые наиболее полно раскрываются в окружении предложений, снимающих смысловую и синтаксическую неоднозначность. Наличие окружения позволяет при развёртывании повествования, диалога опускать самоочевидные элементы, обозначенные в предшествующем предложении, т. е. осуществлять принцип экономии. Понятие С. е. позволяет восстановить недостающие звенья при переходе от синтаксиса предложения к синтаксису целого текста. С. е. может изучаться с точки зрения семантики, синтаксиса, актуального членения, прагматики.
Одни лингвисты рассматривают С. е. как речевую единицу, объединяющую несколько предложений (от предложения — к тексту), другие — как фрагмент текста (сегментация речевого произведения на дискретные единицы иного уровня, чем предложение). Исследуются проблемы взаимоотношения С. е. и высказывания; С. е. и абзаца (некоторые лингвисты отождествляют их); семантические отличия С. е. от сложного предложения. Установлено, что синтаксически самостоятельные предложения, составляющие С. е. (например: «Серебро — дорогостоящий металл. Мы редко используем его в качестве проводника»), выражают бо́льшую смысловую значимость, чем придаточные предложения в составе сложноподчинённого («Поскольку серебро дорогостоящий металл, мы редко используем его в качестве проводника»).
Связь между предложениями С. е. (анафорическая и катафорическая) обеспечивается общностью заданной темы, развёртыванием части предшествующего предложения в последующем, всеми видами тема-рематической прогрессии, перифразами, повторной номинацией, разделительными паузами между С. е., порядком слов, местоимениями, синтаксическим и ритмическим параллелизмом.
Мысль о важности исследования «речевой единицы» большей, чем предложение, восходит к А. Х. Востокову, Ф. И. Буслаеву, А. М. Пешковскому. В 40—50‑х гг. 20 в. о С. е. писали Л. А. Булаховский, И. А. Фигуровский, Н. С. Поспелов, К. Боост, Х. Вайнрих. Большое значение для разработки вопросов связной речи имело учение В. Матезиуса (и его последователей Ф. Данеша, Я. Фирбаса и других) об актуальном членении предложения. С. е. стало предметом широкого изучения в 60—70‑х гг. 20 в.
В. Е. Шевякова.