(от лат. segmentum — отрезок) — членение высказывания на единицы, обладающие разной функцией в языке. Обычно выделяют 2 вида сегментации — на звуковом уровне и на уровне значимых единиц. При первом понимании сегментации выявляют фонетические признаки единиц различных уровней, при втором — членимость той или иной единицы на основе различных лингвистических процедур, позволяющих доказать, что данная единица состоит из более мелких единиц (ассоциативный анализ, квадрат Гринберга и др.). Сегментация на уровне звуковых характеристик — это членение высказывания на звуковые единицы разной протяжённости — фонемы, слоги, слова, синтагмы, фразы.
Минимальной линейной единицей языка является фонема. Членение на фонемы происходит на основе морфологических критериев: оно возможно постольку, поскольку в данном языке морфема по своей протяжённости может совпадать с фонемой («бы-л», «сестр-а», «стол-ы», «вод-у» и т. д.). В слоговых языках, где морфемы, которые были бы меньше слога, невозможны, нет полного аналога фонемы как минимальной языковой единицы.
Вопрос о сегментации так называемых сложных звуков (дифтонгов, аффрикат, долгих гласных и согласных) решается также на основании морфологических критериев. Если внутри звука возможна морфологическая граница, имеет место бифонемное сочетание, если невозможна — то монофонемное. Например, русские аффрикаты /c/ и /č/, немецкие дифтонги /a͜e/ и /a͜o/ монофонемны, а так называемые долгие согласные в русском языке должны рассматриваться как сочетания двух кратких: «рассадить — рас-садить», «поддать — под-дать».
Экспериментально-фонетические исследования последних десятилетий говорят скорее о нечленимости речевой цепи на отдельные сегменты, соответствующие звукам, чем о возможности найти артикуляционно-акустические критерии для сегментации. Так, артикуляция гласного в слоге CV начинается одновременно с артикуляцией согласного, а сочетание двух согласных часто реализуется почти одновременно, так что такое сочетание представляет собой одновременную артикуляцию обоих согласных. Отсутствие объективных признаков границ между звуками выявилось особенно в связи с разработкой систем автоматического распознавания речи, для которых необходима предварительная сегментация отрезка речевой цепи.
С точки зрения акустических свойств речевых сигналов существенно выделение стационарных и переходных участков, которое помогает осуществить предварительную сегментацию; в этих случаях граница между сегментами ставится в моменты наибольших изменений текущих акустических характеристик.
Сегментация на слоги осуществляется на основе трёх разных принципов (поскольку в неслоговых языках морфологические критерии к слогу неприменимы): использования определённого набора правил (например, правила Р. Аванесова для русского языка, Ф. де Соссюра — для французского языка); обращения к так называемому интуитивному членению на слоги носителями языка; определения места слоговой границы по фонетическим признакам, характеризующим степень связанности элементов, которые могут образовать один слог. В системах автоматического распознавания применяется так называемое принудительное членение слов на открытые слоги.
Сегментация на слова с фонетической точки зрения определяется не наличием пауз между ними, как это часто ошибочно предполагается. Признаками границ слова могут быть так называемые пограничные сигналы (фонемы, употребляющиеся только в краевых позициях слова — в абсолютном начале или в абсолютном конце, или сочетания фонем, возникающие только на стыках слов), а также некоторые признаки фонетической цельнооформленности слова (гармония гласных, типичная консонантная, вокалическая или ритмическая структура слова и др.).
Сегментация фразы на синтагмы осуществляется рядом способов: возможно (но не обязательно) появление паузы между синтагмами; о конце синтагмы свидетельствует наличие синтагматического ударения (обычно на последнем ударном гласном синтагмы); конец синтагмы обычно характеризуется и специфическим мелодическим оформлением, и изменением темпа. Членение крупного высказывания на фразы также определяется целым комплексом просодических характеристик — изменением мелодики, темпа, интенсивности, появлением фразового ударения на последнем ударном гласном последней синтагмы во фразе.
Л. В. Бондарко.