лексико-семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения (см. Местоимение). Кроме местоимений к М. с. относятся местоименные наречия и местоименные глаголы. Как и собственно местоимения, М. с. делятся на логико-семантические разряды и тематические классы, отражающие системную организацию М. с., их целостную словообразовательно-семантическую парадигму. Тематические классы местоименных наречий объединяют темпоральные («когда?», «тогда», «когда-то», «когда-нибудь», «никогда», «всегда», «сейчас»), качественные («как?», «так», «эдак», «иначе», «как-то»), причинные («почему?», «потому», «поэтому», «почему-то», «почему-нибудь»), целевые («зачем?», «ни за чем», «зачем-то»), локативные М. с., в т. ч. со значением приближения («туда», «сюда», «куда», «куда-то»), удаления («оттуда», «откуда», «отовсюду») и нахождения («кое-где», «здесь», «там», «тут», «везде»),
Местоименные глаголы — типологически более редкий класс М. с. (ср. в татарском языке нитү ‘делать что-то’, монг. ингэх, тэгэх ‘делать так’, яах ‘что делать?’). Английский глагол to do относят к М. с. при замещении им глагольной группы, с которой он связан анафорически: Chromate ion has a greater tendency to form complex ions than does sulfate ion ‘Хромат-ион имеет большую тенденцию к образованию комплексных ионов, чем сульфат-ион’.
М. с. образуют особую систему субститутов (слов-заместителей), параллельную системе полнозначных знаменательных слов данного языка по категории тематического класса. Поэтому приём замены знаменательного слова соответствующим местоимением используется как один из критериев для разбиения полнозначной лексики на крупные семантико-синтаксические «подклассы» слов.
С. А. Крылов, Е. В. Падучева.