(от греч. παράδειγμα — пример, образец) — 1) в широком смысле — любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего — совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями (см. Парадигматика), 2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле — синоним термина «морфологическая парадигма» (система форм одного слова).
В зависимости от уровня, к которому относят выделяемый класс единиц, говорят о морфологических, синтаксических, лексических и словообразовательных парадигмах. В принципе в одну парадигму объединяются языковые единицы, которые могут быть поставлены в соответствие одному объекту или явлению: значению, ситуации, слову, классу слов и т. п.
Понятие парадигмы было введено в античной грамматике для обозначения образца словоизменения как отражающего варьирование форм одного слова. Традиционный способ рассмотрения этих форм в латинских и греческих грамматиках состоял в распределении слов и их классификации по типам склонения для имён и спряжения для глаголов и в описании каждого типа таблицей — парадигмой, к которой следовало обратиться, чтобы получить представление о формах других членов того же типа (см. Аналогия). Классическая грамматика устанавливала, таким образом, не правила, а модели образования форм, предлагая их конечный набор списком; понятие морфологической парадигмы получило широкое распространение в научных и нормативных грамматиках как упрощающее описание языка и отражающее его системный характер и сделалось одним из кардинальных в описании морфологии флективных языков.
Морфологическая парадигма изображается обычно как таблица форм, устанавливающая соответствие записанных в её левой части грамматических значений обозначенным в правой части средствам их выражения — флексиям или другим формативам; подобная запись передаёт модус существования каждой формы в статике, а также процесс её образования и отражает совокупность всех форм определённых грамматических значений одной лексемы.
Морфологическая парадигма отражает реализацию грамматических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и характеризуется: наличием стабильной, инвариантной части (корня, основы), выражающей идею тождества лексемы во всех её грамматических видоизменениях; фиксацией конечного перечня грамматических значений и их комбинаторики и, следовательно, наличием в парадигме точно определённого числа звеньев или позиций, что и делает парадигму закрытым классом форм; однозначным соответствием позиции и связанного с нею специального форманта; строгим порядком расположения членов.
Структура морфологической парадигмы, таким образом, определяется инвентарём грамматических категорий, характеризующих отдельные части речи и взаимосвязи их грамматических значений. Парадигмы слов одной части речи имеют одинаковое внутреннее устройство, одинаковый набор окончаний для одного типа склонения или спряжения, объединяют подобные наборы основ, а также нередко характеризуются сходными акцентными и/или морфонологическими явлениями.
Морфологические парадигмы делятся на большие и малые, полные и неполные (дефектные). Большая парадигма представляет собой объединение малых, или частных: так, полная парадигма прилагательного в русском языке включает от 24 до 29 форм, распределяющихся по ряду частных парадигм мужского, женского и среднего рода единственного числа, парадигмы множественного числа, парадигм кратких форм прилагательных и их степеней сравнения. В дефектной парадигме часть её позиций (клеток) оказывается незаполненной.
Пытаясь ограничить и уточнить критерии, на основании которых языковые единицы могут быть объединены в одну парадигму, некоторые учёные ставили, например, условие взаимозаменимости или выполнения одной роли в системе языка — т. е. наличие определённого формального признака. Отсюда возникает понятие синтаксической парадигмы в трансформационной (порождающей) грамматике (см. Генеративная лингвистика) как ряда структурно различающихся, но семантически соотносительных синтаксических конструкций — предложений или словосочетаний, связанных в силу их семантической близости отношениями перифразы. Синтаксическая парадигма определяется и более строго — как комплекс коррелирующих синтаксических структур, различающихся, по крайней мере, одной морфемой (Д. С. Ворт). Нередко синтаксические парадигмы определяются как изоморфные морфологическим. Значительный вклад в синтаксическую парадигматику внесли советские учёные, причём особое развитие получила идея внутриструктурных преобразований предложений как наделённых свойством предикативности (Н. Ю. Шведова).
Понятие лексической парадигмы трактуется по-разному, чаще всего — как объединение грамматически однородных слов, имеющих семантическую общность. В значениях слов одной лексической парадигмы обнаруживаются не только общие семантические черты, но и дифференцирующие признаки. Иногда говорят о парадигматических отношениях в лексике, имея в виду связанность отдельных значений многозначного слова и его лексико-семантических вариантов.
Значительное распространение получает в современном языкознании и понятие словообразовательной парадигмы, или парадигматического объединения слов; входящими в одну парадигму считаются однокорневые образования, созданные на одной и той же ступени деривации, или же производные, имеющие одну и ту же производящую основу и находящиеся на одной и той же ступени словопроизводства. Словообразовательные парадигмы делятся на отглагольные, десубстантивные, деадъективные и деадвербиальные, т. е. описываются так, что их стабильной частью считается мотивирующая единица, принадлежащая определённой части речи, переменными же считаются мотивированные ею образования на одинаковой ступени словообразования. Эти парадигмы могут, однако, различаться и по другому принципу: включать производные, разные по семантике, но относящиеся к одной части речи (ср., например, адъективный тип парадигмы от прилагательного «белый»: «беленький», «белёхонький», «беловатый» и т. д.).
В разработку теории парадигмы значительный вклад внесли советские учёные (Т. П. Ломтев, М. М. Гухман, Е. А. Земская, А. А. Зализняк, Д. Н. Шмелёв и другие).
Е. С. Кубрякова.