Лингвистический энциклопедический словарь

Маркс К., Э́нгельс Ф. о языке́.

Основоположники научного коммунизма обосновали материалистическое учение о языке как общественном явлении и практи­че­ском сознании, поставили и разрешили ряд фундамен­таль­ных вопро­сов происхождения и функционирования человеческого языка в его связи с обществом, с сознанием, а также развития отдельных индоевропейских языков нового времени в их истории. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о языке, развитое В. И. Лениным (см. Ленин В. И. о языке), заложило методологические основы марксистского языко­зна­ния (см. Методология в языко­зна­нии, Философские проблемы языко­зна­ния).

Маркс и Энгельс не раз подчёркивали одинаковую древность языка и сознания. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действи­тель­ное сознание и, подобно сознанию, язык возни­ка­ет лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 3, с. 29; далее всюду ссылки на это издание).

В отличие от Г. В. Ф. Гегеля и его последователей, обособлявших язык и сознание от общества, от практической, действи­тель­ной жизни, Маркс и Энгельс подчёркивали, что язык существует только в обществе. Язык не врожденное, биологическое явление, не принадлеж­ность отдельного человека: «...ни мысль, ни язык, — писали Маркс и Энгельс, — не образуют сами по себе особого царства... они — только проявления действи­тель­ной жизни» (т. 3, с. 449).

Происхождение человеческого языка Энгельс рассматривал во взаимо­дей­ствии с формиро­ва­ни­ем человека как общественного существа в процессе общественно-производственной деятель­но­сти. Он подчёркивал, что «объяснение возник­но­ве­ния языка из процесса труда и вместе с трудом является единственно правильным» (т. 20, с. 489). Потребность общения, возник­шая только в обществе, является основной причиной возник­но­ве­ния языка как средства общения и практического сознания.

Поскольку сознание «с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (т. 3, с. 29), практическая активная деятель­ность является основой возник­но­ве­ния сознания, а также закрепления его результатов в названиях. Люди начинают с того, что овладевают предметами внешнего мира. «Благодаря повторению этого процесса, — писал Маркс, — способность этих предме­тов «удовлетво­рять потребности» людей запечат­ле­ва­ет­ся в их мозгу, люди... научаются и «теоретически» отличать внешние предметы, служащие удовлетво­ре­нию их потребностей, от всех других предме­тов. На известном уровне дальнейшего развития, после того как умножились и дальше развились тем временем потребности людей и виды деятель­но­сти, при помощи которых они удовлетво­ря­ют­ся, люди дают отдельные названия целым классам этих предме­тов, которые они уже отличают на опыте от остального внешнего мира» (т. 19, с. 377).

Энгельс обращал внимание на процесс совершенствования физиологической основы мысли­тель­ной и речевой деятель­но­сти — мозга и речевого аппарата, органов зрения и слуха. «Развитие мозга и подчи­нён­ных ему чувств, всё более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздей­ствие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию» (т. 20, с. 490).

Во всех исторических общностях людей язык является обязательным признаком, хотя и имеет особенности в функционировании и развитии. Для языка родо­пле­мен­но­го общества отмечается устой­чи­вость грамматического строя, единство этногенеза и глоттогенеза — образования родственных языков, основных наречий и диалектов, причём общий язык был «выражением и доказательством общего происхождения» (т. 21, с. 96). Исследуя франкский диалект, Энгельс подверг критике представ­ле­ние об этом диалекте как конгломерате говоров, простой смеси различных племён, объединённых в военный союз под влиянием внешних обстоятельств: в действи­тель­но­сти этот диалект был языком само­сто­я­тель­но­го германского племени; различия, обнаруживающиеся в период раннего средне­ве­ко­вья, либо сохраняли особенности родо­пле­мен­но­го строя, либо возник­ли в переходный к классовому обществу период — в результате смешения франков с носителями других немецких диалектов; диалект салических франков лёг в основу нидерландского литературного языка.

В связи с возникновением классового общества и государства развитие языка стало прохо­дить на определённой территории. Этот процесс рассмотрен Энгельсом на примере истории Древней Греции и Рима, Италии и Германии, южных и западных славян. При формировании нацио­наль­но­стей и наций, обусловленном экономическим и политическим развитием общества, решающая роль в сохранении народно-разговорного языка принадлежит массам. В то же время Маркс и Энгельс отмечали роль языка образованных слоёв общества и литературного языка, который противостоит народно-разговорному языку, местным диалектам (т. 13, с. 620).

Отмечая две тенденции в национальном вопросе (к нацио­наль­но­му обособлению и к образо­ва­нию много­на­ци­о­наль­ных государств), Маркс и Энгельс отстаивали право наций на отдельное и независимое существование (т. 16, с. 161), выступали против насильственного навязывания официального языка населению (т. 15, с. 247).

Рассматривая образование языков народностей и национальных языков как сложный процесс, имею­щий у разных народов свою специфику развития, Маркс и Энгельс писали: «...в любом современном развитом языке естественно возник­шая речь возвысилась до нацио­наль­но­го языка отчасти благодаря историческому развитию языка из готового материала, как в романских и германских языках, отчасти благодаря скрещиванию и смешению наций, как в английском языке, отчасти благодаря концентрации диалектов в единый нацио­наль­ный язык, обуслов­лен­ной экономической и политической концентра­ци­ей» (т. 3, с. 427).

Материалистическое понимание связи языка не только с обществом, но и с сознанием состоит в том, чтобы объяснить общественное сознание и человеческие мысли как отражение действи­тель­но­сти, а язык — как практическое сознание.

Маркс и Энгельс неоднократно критиковали теорию «чистого сознания», «абсолютного духа». Мысль «отягощается» материей, которая выступает первоначально «в виде движущихся слоёв воздуха, звуков — словом, в виде языка» (т. 3, с. 29, т. 20, с. 85); общественное созна­ние — это осознанное обще­ствен­ное бытие, а язык — практическое действи­тель­ное сознание (т. 3, с. 29). Энгельс писал: то, что «русский крестья­нин живёт и действует только в своей общине», отразилось в русском языке в том, что «одно и то же слово мир означает, с одной стороны, «вселенную», а с другой — «крестьян­скую общину». Ves’ mir весь мир означает на языке крестья­ни­на собрание членов общины» (т. 18, с. 544). Слова, названия, словесные выражения, по определению Маркса, — это «выделение и фиксация в представлении предме­тов внешнего мира, являющихся средствами удовлетво­ре­ния человеческих потреб­но­стей» (т. 19, с. 381).

«Язык, — писал Маркс, — лишь только он обособляется в самостоятельную силу, тотчас же, конеч­но, становится фразой» (т. 3, с. 449). Буржуа превращают язык в выражение меркантиль­ных интересов (т. 3, с. 219), формируют свои интересы в форме пустых фраз, сознательной иллюзии, умышленного лицемерия (т. 3, с. 283).

Разоблачая пустые фразы идеалистической философии и буржуазных газет, Маркс и Энгельс боро­лись за ясный, точный и выразительный язык, доступный массам. Маркс с удовле­тво­ре­ни­ем приводил слова рецензента «Капитала» о том, что этот научный труд «отличается ясностью, общедоступностью и, несмотря на научную высоту предмета, необыкно­вен­ной живостью» (т. 23, с. 19). О языке газет Маркс писал: печать должна говорить о жизни народа не только разумным языком критики, но и «полным страсти языком самой жизни» (т. 1, с. 206).

Язык имеет свою материю и форму. Природной, чувственной материей языка являются члено­раз­дель­ные звуки — звуки конкретного языка (т. 20, с. 489). Этой материей, речью владеет человек конкретного общества. Материю языка составляют и письменные знаки — буквы, иероглифы, пикто­грам­мы (они вторичны и не общенародны). Форму языка образуют слова — правила их образования, изменения и сочетания. Формы языка, как и его материя, функцио­ни­ру­ют и исторически развиваются по внутрен­ним законам развития языка. Хотя само развитие языка происходит в обществе и вызыва­ет­ся общественными потребностями, в т. ч. развитием общественного сознания и совершен­ство­ва­ни­ем правил мыслительных операций, изменение форм языка, его материи нельзя непосред­ствен­но объяс­нять экономическими, географическими и другими внешними обстоятельствами.

Для языкознания большое значение имеют высказывания Маркса и Энгельса о специальных методах языкознания и по истории языкознания, особенно — германского и славянского. Энгельс был, по словам Маркса, исследователем в области сравнительного языкознания; Энгельс не только дал образцы сравнительно-исторического исследования, но и дал принци­пи­аль­ную положи­тель­ную оценку сравнительно-исторического языкознания как исторического фундамента науки о материи и форме языка. Маркс и Энгельс придавали большое значение истории отдельных слов, анализу конкретных форм языка; они же подчёркивали важность системного, логического анализа. Так, значение названия как понимания предмета зависит не только от его первоначального состава, но и от его положения в том ряду, к которому оно принадлежит (т. 20, с. 609).

Маркс и Энгельс придавали большое значение практическому знанию разных языков. И Маркс, и Энгельс владели многими европейскими языками; они писали, что знание языков, умение читать и говорить на них даёт возможность знакомиться с экономической, полити­че­ской и культурной жизнью страны по оригинальным источникам, читать «самые трудные произведения классического автора» (т. 36, с. 46), например Данте, Сервантеса, Кальдерона, Пушкина. Интерес к России и русскому языку был вызван тем, что уже в 1882 она представ­ля­ла собой «передовой отряд революционного движения в Европе» (т. 19, с. 305). Русский язык, по словам Энгельса, «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы» (т. 18, с. 526).

В. И. Кодухов.