Лингвистический энциклопедический словарь

Методоло́гия

(от метод и греч. λόγος — слово, учение) в языкознании — учение о принципах иссле­до­ва­ния в науке о языке. Языковеды-марксисты исходят из того, что методо­ло­гия включает в себя три уровня: общую философскую методо­ло­гию, принципы и законы материа­ли­сти­че­ской диалектики которой определяют ориентацию, направление и принципы иссле­до­ва­ний в науке, опирающейся на эту философию; общенаучную методо­ло­гию, включа­ю­щую методы и принци­пы, применяемые в группах наук; частную методо­ло­гию, включающую методы данной науки (см. Метод в языко­зна­нии).

Методология определяет подход к объекту языко­зна­ния, взаимоотношение между субъек­том и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингви­сти­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Тесно связанная с лингви­сти­че­ской теорией, она в значи­тель­ной степени обуслов­ли­ва­ет научные результаты иссле­до­ва­ния.

Различия в философских позициях исследователей привели к значительному разно­обра­зию методо­ло­ги­че­ских направлений в языко­зна­нии, которое усложняется эклектическим смеше­ни­ем в ряде концепций (например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч. противо­по­лож­ных, философских установок. Методо­ло­ги­че­ские расхож­де­ния в языко­зна­нии, особенно в области частной методо­ло­гии, до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития и степени изученности языков. Понимание самого термина «методо­ло­гия» в марксистском языко­зна­нии отличается от его понимания в ряде других направлений, в которых этот термин (англ. methodology, франц. méthodologie) чаще употреб­ля­ет­ся лишь в смысле совокупности частных методов и приёмов изучения языка.

Исходным методо­ло­ги­че­ским принципом диалектико-материалистического языко­зна­ния явля­ет­ся положение о том, что язык представляет собой один из видов общественной деятель­но­сти, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим обще­ни­ем. Звуковой язык (как и его письменная фиксация) имеет материальную природу, суще­ству­ет объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от абстрактной (идеальной) системы языка, создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые извлекаются из текстов (результатов речевой деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи методов рекон­струк­ции. Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отлича­ет­ся прежде всего от идеалистического понимания языка — как проявления «духа» народа (см. Гумбольдтианство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского).

Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной, знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языко­зна­нии понимается отражение фактов объективной действи­тель­но­сти в сознании человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка). Диалектико-материа­ли­сти­че­ское понимание значения как обще­ствен­но осознаваемого отношения знака к обозначаемому отличается от свой­ствен­но­го ряду направлений отожде­ствле­ния значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений действительности (понятий, представлений и т. д.) в состав самого знака в качестве его внутрен­ней сущности или одной из двух его якобы соотносительных сторон — наряду с его акустической стороной.

Определяющее значение для методо­ло­гии языко­зна­ния имеют принципы и законы материа­ли­сти­че­ской диалектики — законы перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности, историзма, категории количества и качества, общего, частного и отдель­но­го, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и свободы, необхо­ди­мо­сти и случайности, истины, практики и др. Они определяют важность изучения языка в его взаимо­от­но­ше­ни­ях с другими видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутрен­ней взаимосвязи различных структурных уровней и элементов языка, психо­ло­ги­че­ской и физиологической сторон речевой деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке рассма­три­ва­ют­ся как результаты противоречий между достигнутым в прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также между состоя­ни­ем, характе­ром и функциями различных уровней и элементов внутрен­ней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).

Логика научного познания может выполнять роль источника методо­ло­ги­че­ских принципов языко­зна­ния, главным образом в применении к проблемам построения предмета языко­зна­ния, логического упорядочения системы лингвистических понятий, соотношения и условий применения в лингвистических исследованиях различных так называемых общенаучных методов, изучения путей и закономерностей развития лингвистического знания и др. В языко­зна­нии могут применяться и методы других частных наук (социологии, психологии, матема­ти­ки, кибернетики). С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными (сравнительно-исторические, структурные), были детально разработаны вначале на почве языко­зна­ния.

С точки зрения марксистской философии роль и значение для языко­зна­ния методо­ло­ги­че­ских принципов, разраба­ты­ва­е­мых в логике научного познания на основе обобщения резуль­та­тов частных наук, могут быть определены только в рамках общей диалектико-материа­ли­сти­че­ской методо­ло­гии. Прямо противо­по­лож­ную позицию в этом отношении занимают различ­ные позитивистские направления в языко­зна­нии, отрицающие научное и методо­ло­ги­че­ское значе­ние философии и ограни­чи­ва­ю­щие методо­ло­гию в языко­зна­нии односторонним рассмо­тре­ни­ем конкретных вопросов совершенствования и развития предмета языко­зна­ния и приёмов лингви­сти­че­ско­го иссле­до­ва­ния. На роль общей методо­ло­гии в позитивистском языко­зна­нии на различных этапах обычно выдвигается какой-либо один из общенаучных специальных методов (сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.), научная значимость которых абсолютизируется.

Как аспект лингвистической теории методо­ло­гия языко­зна­ния развивается и в рамках науки о языке. При этом в методо­ло­ги­че­ских целях используются результаты теоретической разработки самого языко­зна­ния. В частности, к сфере методо­ло­гии принадлежит основы­ва­ю­ще­е­ся на собственно лингвистических данных определение целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка (например, различных видов типологии языков). Методо­ло­ги­че­ское значение имеют и принципы применения к исследованию языка частно­науч­ных лингвистических методов типа глотто­хро­но­ло­ги­че­ско­го, диалекто­гра­фи­че­ско­го и др. Сами по себе такие методы, как и принципы их применения, с определёнными философ­ски­ми направлениями связаны лишь опосредованно. Сочетание методо­ло­ги­че­ских выводов, форми­ру­ю­щих­ся на основе самого языко­зна­ния, и методо­ло­ги­че­ских требований логики научного познания с общими методо­ло­ги­че­ски­ми принципами диалек­ти­че­ско­го материа­лиз­ма образует единую целостную методо­ло­гию марксистского языко­зна­ния.

А. С. Мельничук.