Лингвистический энциклопедический словарь

Порожде́ние ре́чи —

1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

Существуют различные концепции П. р. Так, в психолингвистических теориях, опирающихся на психологию бихевиоризма и необихевиоризма (в США) (см. Бихевиоризм в языкознании), процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б. Ф. Скиннер) или «наполнения» такими реакциями врождённой многоуровневой психо­фи­зио­ло­ги­че­ской системы (Ч. Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его после­до­ва­те­лей П. р. — процесс после­до­ва­тель­ной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, форми­ру­ю­щих­ся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур.

В советской психолингвистике процессы П. р. связываются с деятельностным характе­ром речи. Это означает, во-первых, что после­до­ва­тель­ные (сукцессивные) этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реали­за­цию плана и сопо­став­ле­ние результата с целью (контроль). Во-вторых, П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций. В-третьих, процесс П. р. предполагает обязательную мотиви­ро­ван­ность и целенаправленность (что резко отличает советскую психолингвистику от необихевиористской). В-четвёртых, П. р. носит эвристический харак­тер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.); в этом отношении позиция советской психолингвистики чётко противостоит алгоритмическому пониманию П. р. Хомским и его школой.

Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л. С. Выготским, включает «дограм­ма­ти­че­ский» этап (план, замысел) внутреннего программирования выска­зы­ва­ния, задающий содержательный инвариант выска­зы­ва­ния (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развёрнутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) после­до­ва­тель­но­сти языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически (ср. Актуальное членение предложения), формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).

Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероят­но­стным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учёта их субъективной вероят­но­стной характе­ри­сти­ки. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (оккази­о­наль­ную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание после­до­ва­тель­но­стью слов.

Механизм грамматического конструирования выска­зы­ва­ния также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от неё к опорным словам выска­зы­ва­ния; механизм закрепления грамматических «обязательств», если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования выска­зы­ва­ния; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и другими факторами.

Процессы П. р. не замыкаются в рамках отдельного выска­зы­ва­ния, но предполагают програм­ми­ро­ва­ние (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных «блоков». Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р.

Процессы П. р. варьируются в языках разной структуры. Так, в языках типа вьетнамского или китайского практически отсутствуют грамматические обязательства. Не совпадает в разных языках и соотношение «готовых» лексем, окказионализмов и семантических перифраз. Это делает исследование П. р. исключительно важным для научного обоснования преподавания неродного языка.

А. А. Леонтьев.

2) В экспериментальной фонетике — образование звуковых после­до­ва­тель­но­стей, явля­ю­щих­ся формой выражения (экспонентами) значимых единиц языка. Основные этапы: программа артикуляторных движений, соответ­ству­ю­щая планируемому выска­зы­ва­нию; реали­за­ция этой програм­мы, т. е. превращение её в необходимые комбинации артикуляторных движений; наиболее изученный этап П. р. — образование звукового сигнала. Описание процесса П. р. предполагает исследование единиц П. р. и их соотношения с единицами языка, правил П. р., локализации функций управления П. р. в отделах головного мозга, а также функций различных участков речевого тракта в образовании звукового сигнала.

Выделяются единицы нескольких уровней, организованных иерархически. Так, слог типа «соглас­ный и гласный» является минимальной произносительной единицей, реализация которой задаётся единым блоком управляющих команд; фонетическое слово — мини­маль­ной единицей органи­за­ции слогов в целое, обеспечивает переход от семантически нефункциональных единиц к элементам смысловым; синтагма — минимальной произно­си­тель­ной единицей, при порождении которой смысловая целостность обеспечивается единой программой интонационного оформления. Основным источником сведений о программах П. р. являются характе­ри­сти­ки конечного резуль­та­та — речевых после­до­ва­тель­но­стей. Правила П. р. определяются как универсальными свойствами речевого тракта человека, так и особенностями звуковой организации, характер­ны­ми для данного языка. Совокупность этих правил, определяющих особенности фонетической реализации значимых единиц, называется артикуляционной базой.

Сведения о локализации функций управления речепроизводством получают при изучении наруше­ний речи, наблюдаемых при поражениях разных участков мозга, например анализ речи больных с инактивированным левым или правым полушарием показывает, что сегментное (фонемное) управ­ле­ние связано с функцией левого полушария, а просодическая организация выска­зы­ва­ния — с правым. О функциях различных участков речевого тракта в образовании звуковых после­до­ва­тель­но­стей см. в статьях Органы речи, Артикуляция, Акустика речевая, Звуки речи.

Л. В. Бондарко.